Телепрограмма «Православная энциклопедия»
(Прямой
эфир на канале ТВЦ 05.04.08)
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: – Здравствуйте, в прямом эфире «Православная
энциклопедия». Мы с Вами перешагнули середину Великого Поста. Послезавтра
– Благовещенье Пресвятой Богородиыы. Я поздравляю всех с этим великим
праздником и желаю Покрова Пресвятой Богородицы и помощи Божией во всех
Ваших добрых делах. Каких бы успехов мы ни добивались в этой жизни, как бы
ни улучшали свое материальное благосостояние, - без Бога, без веры мы
всегда будем одиноки. Вера, - это не только поддержка и утешение. Это
единственно правильный вектор жизни. Для бедного и богатого, молодого и
старого, неизвестного и знаменитого. Сегодня мы снова обращаемся к теме
«Человек и его вера». У нас в гостях - актер Борис Корчевников, известный
многим по сериалу «Кадетство». Звоните, задавайте вопросы. Телефон прямого
эфира на Ваших экранах. Но в начале, как всегда, новости.
|
|
|
|
 |
|
|
Фестиваль постной кухни |
|
 |
|
Сюжет: Фестиваль постной кухни
В Ярославле прошел
традиционный, уже пятый фестиваль постной кухни. В нем участвовали около
пятидесяти монастырских и приходских трапезных, и светские предприятия
общепита. Самый большой выставочный зал Ярославля едва вместил все
разнообразие постного меню. Блинчатые пироги, кисели и грибочки, супы и
десерты, постные голубцы, чебуреки – наверно, нет такого постного блюда,
которое нельзя было бы здесь найти, и попробовать.
|
|
|
|
 |
|
|
Фестиваль постной кухни |
|
 |
|
Гостья фестиваля: – Это необыкновенно вкусно! И при том – тыква,
свекла, орешки и ничего больше. Очень вкусно.
Для участия в
фестивале достаточно было приготовить всего три постных блюда. Лучших
кулинаров определяло жюри. Но для самих участников главными судьями стали
зрители: уже через два часа после открытия фестиваля столы опустели. А
значит, проигравших на этом празднике постной кухни не было.
|
|
|
|
 |
|
|
Выставка работ Валерия Близнюка |
|
 |
|
Сюжет: Фотовыставка «Я слышал благовест»
Свою выставку
фотограф Валерий Близнюк назвал «Я слышал Благовест…». Около года назад он
проехал по Косово и Метохии, посетив древние монастыри сербского народа.
Трудно поверить, но все эти 70 фотографий были сняты за четыре часа:
косовские албанцы несколько раз пытались напасть на автобус, в котором
Валерий ехал с другими художниками из России. Вот этот разрушенный
Троицкий храм совсем недавно стоял неподалеку от монастыря Грачаны. Только
за последние 9 лет в Косово разрушили 150 храмов.
Валерий
Близнюк автор выставки: – Нет другого современного народа, который был
бы так унижен, как унижаются сегодня верующие сербы. Ведь там есть даже
наши современники – новомученики. И их подвиг – это тема для будущих икон
и фресок.
|
|
|
|
 |
|
|
Валерий Близнюк |
|
 |
|
Почти все эти фотографии сняты в четырех сербских монастырях: Печская
патриархия, где на протяжении веков возводили на патриарший престол
сербского Патриарха, Баньска, Грачаница и Высокие Дечаны. Это – рака
святого сербского короля Стефана Дечанского, который жил как аскет, а умер
как мученик. Вот этому храму святых Апостолов уже почти 700 лет.
Патриарший мраморный трон. А над ним изображение Святого Саввы Сербского.
После отделения Косово от Сербии эти святыни оказались беззащитны и могут
быть разрушены в любой момент. Беззащитными стали и сербы – жители Косово
и Метохии. Как эта девочка из города Нови-Пазар, большая часть жителей
которого – албанцы.
В годы Османского владычества над сербскими
храмами не раздавался благовест. Теперь колокола древних церквей могут
умолкнуть снова. Выставка «Я слышал благовест…» проходит в Центральном
Доме художника и продлится до 6 апреля.
|
|
|
|
 |
|
|
Разрушенный собор в Косово. Фото - В.
Близнюк |
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Напоминаю, что тема
нашей сегодняшней передачи: «Человек и его вера». Наш гость – актер Борис
Корчевников.
Сюжет: «Борис Корчевников»
Известность
пришла к нему рано. Уже в 8 лет юный актер Боря Корчевников выходил на
сцены знаменитых театров. Он участвовал в спектаклях МХАТа имени Чехова и
Театра-студии Олега Табакова.
А вскоре началась и телевизионная
карьера. Сначала Борис был репортером популярной детской передачи, а затем
– ведущим нашумевшей молодежной программы.
Корчевников поступил
одновременно на журфак Московского университета и актерский факультет
Школы-студии МХАТ. Окончил МГУ, стал телевизионным корреспондентом,
получил премию «Новое имя в журналистике».
Но настоящая слава
обрушилась на Бориса, когда он неожиданно даже для себя вернулся к
актерскому ремеслу и стал сниматься в одной из главных ролей сериала
«Кадетство». Его герой курсант-суворовец Илья Синицын становится кумиром
юных зрителей. Актера узнают на улице, просят автографы, поклонницы
заваливают письмами.
Но самое важное, что произошло с Корчевниковым
в последние годы, его обращение к вере. Он пришел в Церковь, как ему
казалось, почти случайно. Но это событие, которое стало главным в череде
других, заставило многое пересмотреть в себе, своем образе жизни, в
отношении к окружающим и к профессии. А в творчестве Бориса Корчевникова
все более заметное место стала занимать православная тема.
Борис
Корчевников: – Мир изменился, но все е главное событие люди отмечают в
Пасхальную ночь. Это Воскресение Христово которое может стать инашим
собственным воскресением, нашей победой над злом, грехом и
смертью.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: -
Здравствуйте, Борис. Есть такое представление, что человек приходит к
вере, когда ему трудно или когда у него горе. У Вас же все в жизни и
профессии все складывалось вроде бы на редкость благополучно. Что Вас
заставило задуматься о Боге?
Борис Корчевников, актер: –
Наверно правда, что у всех этот приход происходит по своему, я не совсем
уверен в том, что всегда из какого-то кризиса или тяжелой жизненной
ситуации это и совершается настоящий приход к вере. Это как-то очень
легко, что тебе в данный момент сложно и вдруг появляется место, где ты
понимаешь что все вокруг добрые, все друг друга любят и учат тебя любви.
Есть риск, что это пройдет, и в результате наступит такое же состояние, из
какого ты туда убегал. В моей жизни все было несколько иначе, все что
можно называть благополучием или внешней устроенностью жизни вдруг
осветилось каким-то лучом, и стало понятно, что это не является жизнью и
настоящей успешностью. Я могу рассказать как это
происходило.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: Да, было
бы интересно послушать, может быть для кого-то это оказалось бы
полезным.
|
|
|
|
 |
|
|
Борис Корчевников |
|
 |
|
Борис Корчевников, актер: – Первый опыт, явившийся для меня
импульсом, произошел несколько лет назад. Я верил в Бога как в нечто, что
есть выше нашего разума, но в церковь не ходил, так как не очень понимал,
зачем она вообще нужна. Однажды одна моя знакомая пригласила меня съездить
к мощам святой блаженной МатроныМосковской. Я воспринял это как очередной
источник для получения жизненного опыта, поэтому согласился. Когда я туда
приехал в 7 утра и увидел толпу народа, на меня это произвело сильное
впечатление. Я встал в эту очередь и стал стоять: полчаса, час, очередь
очень медленно двигалась. Была тишина. Всходило солнце, и именно там – в
этой тишине - я уже привык к тому, что мы долго стоим – в мою жизнь словно
открылось окно, в которое вошел свет, и я увидел все в этом свете, все,
чего я раньше не замечал. Это не было никаким логическим осознанием,
скорее это являлось духовным откровением – мне вдруг сразу стало все
понятно, как будто появилась оценка всей моей прожитой жизни. Это меня
настолько взорвало, что я стал просто плакать, не знаю почему. В той моей
жизни не было лексики чтобы определить, что же это такое. Но я понимал,
что это свет, который в тебя влился, который я могу назвать словом Истина.
Грубо говоря, это была правда среди лжи, окружавшей меня. И хотелось жить
уже только в этой правде.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский:
– У нас есть звонок. Алло, мы слушаем вас.
Телезритель:
- Здравствуйте, батюшка, благословите.
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: - Бог вас благословит.
Здравствуйте.
Телезритель: – Вопрос к Борису. Вот Борис
пришел к вере таким образом. Известно, что когда делаешь шажок навстречу
Богу, он делает огромный шаг нам навстречу. Вот в чем данном случае
состоит «шаг» со стороны Господа?
Ведущий – протоиерей Алексий
Уминский: Спасибо за ваш вопрос. Итак, что для вас после этого
изменилось?
Борис Корчевников, актер: – Всё! Все изменилось.
Но, в общем я уже частично об этом сказал. Когда в твою жизнь влился этот
свет, все как-то естественно изменилось. Я не менял профессию, хотя в мою
жизнь пришла тогда новая профессия – как раз на тот момент я стал
сниматься в «Кадетстве» - но просто все осветилось этим светом. Я совсем
недавно узнал такую фразу: «Люби Бога и делай что хочешь». Принадлежит она
блаженному Августину. Потрясающая фраза в том смысле, что действительно –
люби Бога и делай что хочешь, никогда не нарушая заповеди. Вот это и
произошло – это такое счастье и такая полнота! Изменений принципиальных не
было – это все то же, только в другом свете. Просто пришел этот
свет!
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Актерская
профессия сама по себе неоднозначна. А в современном мире популярный актер
стал занимать особое место. Из него делают кумира. Существует целая
индустрия. Фотографии в модных журналах, поиски скандальных историй,
создание популярности любой ценой. Ваша популярность не становится помехой
духовной жизни?
Борис Корчевников, актер: – Тут есть две
вещи – про одну я скажу, то, что думаю, а про другую я бы хотел узнать от
Вас. Вообще, актерская профессия, как это ни странно, несмотря на то, что
сейчас с ней происходит – это профессия самозабвения. Профессия делается
тогда, когда ты умеешь забыть себя. И формулировка Станиславского «жизнь
человеческого духа», которая стала программой в профессии на весь XX век и
изменила профессию в чем-то. Эта «жизнь человеческого духа» уже где-то в
зоне Бога происходит. Потому, что это работа не просто твоей души, это
такое бурление внутри себя, потому что ты вот духом этим там работаешь, а
не какими-то внешними приемами и штампами. И в этом смысле актерская
профессия начинается там, где ты умеешь забыть себя, это профессия любви.
У Михаила Чехова даже есть замечательная статья о любви в нашей профессии.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Михаил Чехов был
верующим человеком и глубоко православным.
Борис Корчевников,
актер: – Да. Также, как и Станиславский. Михаил Чехов в этой статье
говорит, что есть разные уровни любви, и Божественного уровня мы даже не
будем касаться, потому что это нам недостижимо, но есть то, к чему мы
можем приблизиться, и дальше (это была лекция для американцев) он доводил
все до каких-то упражнений. Среди них было упражнение на любовь:
постараться сделать что-то хорошее для другого человека. Он писал это как
что-то необходимое для актерской профессии, для того, чтобы здесь повышать
свое мастерство. Поэтому это профессия, где любовь – главное. Тщеславие,
которым легко в этой профессии напитаться – это и главный блок для
продвижения. Все прекращается тогда, когда появляется оглядка на себя. Я
задаю себе вопрос – блок ли это на пути к Богу? Я не знаю, как поступить.
Можно это все оставить, уйти и сказать, что именно это мне вредит.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: А вам это вредит?
Разрушает вас? Мешает вам исповедоваться, молиться,
причащаться?
Борис Корчевнико, актер: – Нет, но это и не
лишает меня вот этой «оглядки на себя».
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: – В любой профессии существуют вещи, являющиеся
препятствием, или, наоборот, «толчком» к сближению с Богом. Если человек
сумеет себя сохранить, сохранить свою молитву, сохранить то, о чем мы
сейчас говорили без оглядки на себя, видеть свои недостатки и приходить к
Богу за помощью, тогда эта профессия не стоит на пути к Богу. Я надеюсь,
что Вы можете с этим справляться. Сейчас такая странная ситуация
происходит – не только в актерской профессии, но и вообще в жизни – люди
живут двойной жизнью, - с одной стороны они заявляют о себе как о
верующих, православных людях, а с другой – совершенно спокойно снимаются в
безнравственных сериалах, ток-шоу, и приходится идти на компромисс в этом
смысле. Бывают ли такое вещи, от которых вам приходится отказываться, так
как Вы – христианин?
Борис Корчевников – актер: – Да такие
вещи бывали, но в этом смысле мне пока везет, потому что у меня есть 2
профессии. И если от чего-то я должен отказаться в одной профессии, то
потому, что у меня есть своеобразный «тыл». Есть другая профессия
(журналистика) в которой я сам могу принадлежать себе в большей степени.
Та формулировка, о которой Вы говорите, касается внутренней жизни каждого
человека. Двойственность жизни – его беда. Я считаю, что это происходит
несознательно. Приходится предлагать что-то, зарабатывать деньги. Я сам с
этим постоянно сталкиваюсь. Я прихожу на пробы и кастинги, не сразу
понимаю, что и как. Бывает достаточно сложно разобраться, почувствовать.
Сначала пробуешь себя, а потом это оказывается тем самым
«безнравственным», о чем Вы говорили. Это действительно сложно вовремя
понять.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – В
последнее время Вы стали сниматься также и в фильмах о Православии. Это
дало вам возможность узнать о жизни не только Русской Православной Церкви,
но и других Православных Церквей. Что еще дала вам эта
работа?
Борис Корчевников, актер: – Она дала мне две вещи. В
первую очередь – это огромное, просто человеческое везение. Я был в
Румынии и православной Албании – той Албании, о которой никто ничего не
знает. Если в Румынии Православие буквально «в воздухе стоит», то в
Албании – Православие, словно росток, пробивающийся сквозь
асфальт.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Снят ли
уже этот фильм?
Борис Корчевников, актер: – Да, этот фильм
уже снят. Он выйдет сегодня в 12:20. И это потрясающее ощущение и счастье
– три недели находиться в монастырях и церквях, в этой атмосфере – в
общем, в постоянной молитве. Это счастье. Если понимать веру как язык,
который позволяет нам говорить с Богом, то этих языков множество, и Бог
всем им дает право на существование. Есть «мой» язык, я его знаю, это язык
Русской Православной Церкви, и вдруг я узнаю, что у этого языка есть
огромное количество диалектов, они другие, это настолько «достраивает» мое
знание своего родного языка, настолько расширяет это знание. Это было
поразительное открытие для меня. Насколько в деталях этого языка Румыния,
например, отличается от России!
Ведущий – протоиерей Алексий
Уминский: – И последний вопрос, который я хочу вам задать, как вы
думаете, в современном мире кому легче жить на свете – человеку верующему
или неверующему?
Борис Корчевников, актер: – Я думаю, что в
этом вопросе слово «жить» несколько некорректно. Дело в том, что «легче
жить» человеку неверующему, но это не является жизнью. Это умирание. А
жить, может быть, и сложнее. А жить можно только будучи верующим. Вот что
я понял для себя.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: –
Заканчивается Великий пост – что бы Вы хотели пожелать нашим
телезрителям?
Борис Корчевников, актер: – Наверно, того же,
что и себе – тишины.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский:
– Спасибо, Борис, за то, что Вы пришли к нам на передачу. А сейчас
пришло время нашей постоянной рубрики «Московские святыни».
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
 |
|
Рубрика: «Московские Святыни». Смоленская икона Божией
Матери
Старинная московская улица Пречистенка ведет в
Новодевичий монастырь. Свое название она получила от Смоленской иконы
Пречистой Божией Матери, хранившейся в этой обители… Основал монастырь в
1524 году великий князь Василий III - в память о возвращении Смоленска в
состав русских земель.
В ознаменование этого события князь дал
обет «поставить на Москве на посаде девичий монастырь, а в нем храм - во
имя Пречистой Богородицы».
|
|
|
|
 |
|
|
Собор Смоленской иконы Божией Матери,
Новодевичий монастырь |
|
 |
|
Величественный пятиглавый Смоленский собор построили всего за год. А
спустя несколько лет выполнили замечательную стенную роспись, главная идея
которой - объединение русских земель под властью Москвы. На столбах
изображены Владимирский, Киевский, Черниговский, Псковский, Тверской и
Московский князья.
Иконостас храма - один из самых высоких и
древних в России - выполнили резчики Оружейной палаты. Многие иконы
подарили первые русские цари. Храмовый чудотворный Смоленский образ Божией
Матери - ровесник собора, построенного в 1525 году. ¬
|
|
|
|
 |
|
|
Смоленская икона Божией Матери.
Дионисий, 2-ая пол. XV в. |
|
 |
|
Пресвятая Богородица изображена по пояс. Левой рукой Она поддерживает
Богомладенца, а правой указывает на Него, тем самым показывая нам путь к
Истине, то есть ко Христу. Смоленский образ Божией Матери именуется
«Одигитрия», что в переводе с греческого означает
«путеводительница».
***
Наша программа подошла к
концу. Ее электронную версию Вы всегда найдете на нашем сайте
«Седмица.Ru». Там же Вы узнаете много интересного из религиозной жизни
всего мира. Через неделю мы встретимся снова. Я буду отвечать на Ваши
вопросы в прямом эфире. Сегодня – последняя великопостная Родительская
суббота – поминовение усопших. Мы молимся о наших усопших родственниках и
просим их молитвенной помощи. Ведь для человека верующего смерти не
существует. О православном отношении к смерти мы и поговорим с Вами в
нашей программе через неделю. Всего Вам доброго! Храни Вас Господь!
|