Телепрограмма «Православная
энциклопедия»
(Прямой эфир на канале ТВЦ
09.02.08)
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: –
Здравствуйте, в прямом эфире «Православная энциклопедия». Разными путями
приходят люди к вере. Бывает так, что в традиционно верующей семье, веру
обретают с младенчества. А бывает и по-другому. «Через горнило сомнений
прошла Осанна моя», - говорил Достоевский. А бывает так. Живет человек, не
задумывается, - ни о Боге, ни о вере, ни, в сущности, о себе. И вдруг
что-то происходит в жизни такое, что переворачивает его жизнь. Человек и
его вера… Раз в месяц одну из наших программ мы будем полностью посвящать
этой теме. Как найти Бога? Как обрести истинную веру? Насколько вера может
изменить самого человека и его жизнь? Звоните, задавайте вопросы. Телефон
прямого эфира на Ваших экранах. Сегодня у нас в гостях матушка Корнилия,
монахиня из Америки. А в начале, как всегда – новости.
|
|
|
|
 |
|
|
Фото - Ю. Клиценко, Седмица.Ru |
|
 |
|
Сюжет: Рождественские чтения
Завершились Рождественские
чтения – крупнейший православный форум, уже в 16 раз собирающий в Москве
самых разных людей со всех концов России и зарубежья. В этом году чтения
прошли под девизом «Православные ценности и современное образование».
Приветствуя участников форума, Святейший Патриарх напомнил о том, что
вслед за Годом Ребенка в России начался Год Семьи.
Святейший
Патриарх Алексий: – Состояние семьи — это показатель не только
настоящего состояния общества, но и его будущего, будущего каждого
государства и народа. Святитель Филарет митрополит Московский, говоря о
значении семьи, называет ее «корнем дерева» государства.
На форуме
православных педагогов обсуждались темы «Православные ценности как основа
воспитания», «Школа в ХХI веке», «Семья в век глобализации». И конечно,
снова говорили об изучении в школах «Основ православной культуры».
Митрополит Калужский и Боровский Климент: – Надо знать не
только даты (правда, многие молодые люди и их не знают), не только цифры —
какой протяженности газопроводы, сколько запасов нефти, но надо знать и
подвиг тех лиц, кто созидал Россию, кто ее защищал, кто был носителем
духовности, кто создал великую русскую культуру.
Для самих
участников «Рождественские чтения» стали прекрасной возможностью воочию
пообщаться с теми, кого раньше знали лишь по телевизору или Интернету.
|
|
|
|
 |
|
|
Александр Дворкин |
|
 |
|
Александр Дворкин, профессор ПСТГУ: – Здесь всякий человек
находит единомышленников, и более не ощущает себя одиноким. Он знает, что
в другом конце России, или в Ближнем, или в Дальнем зарубежье есть те, кто
озабочен теми же проблемами, и он ощущает их плечо.
|
|
|
|
 |
|
|
Военно-церковный хор Зосимовой
пустыни |
|
 |
|
Сюжет: 15-летие хора Зосимовой пустыни
Свой юбилей
православный солдатский хор при Зосимовой пустыни отметил концертом. В
Рахманиновском зале Московской консерватории был аншлаг. За 15 лет хор
инженерных войск «За Веру и Отечество» из любительского коллектива стал
одним из лучших православных хоров. В нем поют солдаты срочной службы,
часто это те, кто стремился после призыва оказаться в православной части.
После армии кто-то, возможно, станет регентом, а кто-то священником.
|
|
|
|
 |
|
|
Иеромонах Варнава |
|
 |
|
Иеромонах Варнава, художественный руководитель хора «За Веру и
Отечество»: –Мы даже открыли высшее учебное заведение –
Свято-Зосимовскую певческую школу, где готовим руководителей подобных
коллективов. У нас среди выпускников больше 70 священников, многие
регентуют, а один наш хорист поет в монастыре на Святой горе Афон.
Сейчас в России есть уже несколько подобных хоров. А до революции
церковный солдатский хор был в каждом полку.
Протоиерей
Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с
вооруженными силами: – Для русской армии петь на клиросе было в
порядке вещей. Самый яркий пример – Суворов. Он в перерывах между
баталиями, пока был в опале, всегда на клиросе пел, и хорошо разбирался в
церковном уставе».
В репертуаре солдатского хора не только
духовная музыка. На юбилейном концерте прозвучали и военные марши, и
русские народные песни.
***
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: – Человек и его вера… Как мы уже сказали, раз в
месяц одну из наших программ мы будем полностью посвящать этой теме.
Сегодня мы хотим познакомить Вас с человеком, который нашел свою веру
очень далеко от своей семьи и от своей Родины. Можно сказать, на другом
конце земного шара.
|
|
|
|
 |
|
|
Монахиня Корнилия (Рис) |
|
 |
|
Сюжет: Матушка Корнилия
Кэролин Рис, так звали прежде
матушку Корнилию, выросла в преуспевающей американской семье. Ее отец –
крупный промышленник, известный изобретатель. Брат – знаменитый
нейрохирург. Одна сестра – скрипачка, другая – невропатолог, третья –
театральный продюсер.
К православной вере и к своей новой жизни
Кэролин пришла через русский язык, который изучала в университете. Через
книги Достоевского и Серафима Роуза. Встреча в Псково-Печерском монастыре
с отцом Иоанном Крестьянкиным буквально перевернула ее жизнь. Потом
был монашеский постриг – уже в Америке, на Аляске. И служение, - теперь
уже матушки Корнилии в небольшой православной обители, затерянной в горах
Калифорнии. Ей пришлось отказаться от всего, что было привычным в прежней
жизни. И приобрести новые навыки. Она колола дрова и носила воду, шила и
готовила еду. Одним из ее послушаний в монастыре стали переводы
богословских текстов с русского на английский. А потом появился совместный
с московским Сретенским монастырем проект – издание для американских
читателей книги писем отца Иоанна Крестьянкина. Книга вышла совсем недавно
очень серьезным для такого рода изданий тиражом и разошлась в США
необычайно успешно.
Сейчас у матушки Корнилии новое послушание –
она переводит православную литературу с русского на английский, активно
сотрудничает с издательством Сретенского монастыря. Потому временно живет
в Москве.
|
|
|
|
 |
|
|
В студии телепрограммы "Православная
энциклопедия" |
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте, матушка
Корнилия. Очень рады видеть Вас в нашей студии. Какими были Ваши первые
встречи с Россией, с русским православием?
Монахиня
Корнилия: – Первые встречи состоялись, конечно, через книги. Сначала я
прочла книгу про Царскую семью Николая II и его супруги Александры, еще в
переводе, это было когда я училась в школе. Подвиг этой семьи, их высокая
нравственность, меня сильно поразили. Несколько позже я стала читать
Достоевского, я могу назвать его первым катехизатором. Я знаю, что и на
Западе и в России через его книги к Православию приходит больше людей, чем
через любого другого писателя. Поэтому я думаю, что он был не только
хороший автор, но и что-то свыше на него воздействовало, что-то
пророческое. Он глубоко понимал глубину души человеческой и как действует
в человеческой жизни Промысел Божий. Конечно, я знакомилась с Россией
через Достоевского, и, конечно, это была Россия неотлучная от Православной
Веры. Хотя я доконца осознала это уже несколько позднее.
|
|
|
|
 |
|
|
Ф.М.Достоевский. Худ. В.Г.Перов, 1872 г.
|
|
 |
|
Позже я стала изучать Русский язык в университете, и у меня появилось
сильное желание посетить Россию. Поэтому я стала особенно усердно
заниматься и приехала в Россию, в Ленинград, на летний курс, это было еще
при Брежневе. Эта поездка была для меня откровением. Но тогда было другое
время, конечно. Я долго переживала этот опыт. Хотя я чувствовала себя
тогда еще не православным, но религиозным человеком.
Я
воспитывалась в протестантской семье. Мы ходили в церковь, летом я уезжала
в лагерь для детей. Я считала себя христианкой, но Вы, конечно, знаете,
что в Америке – это очень широкое понятие. Когда существует огромное
количество всевозможных толков, некоторые придумывают себе отдельный,
причем, это никого не смущает: «У вас своя вера, у меня своя». Такого
понятия как Церковь люди не знают.
Ведущий – протоиерей Алексий
Уминский: – Скажите, а что было самым главным толчком к Православной
Вере.
Монахиня Корнилия: – Это было когда я работала уже в
Сан-Франциско. У меня были знакомые, тоже американцы, которые уже перешли
в Православную Веру из одной секты. Они познакомили меня с монахами
монастыря прп. Германа Аляскинского в Платинье, тот самый который основал
отец Серафим (Роуз). Мои знакомые, прочитав его книги, которые также на
них оказали большое влияние, нашли этот монастырь. Они пригласили меня
туда на лекции после которых я поняла что нашла Истину, и больше ничего
искать не нужно.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: –
Так все-таки, где Вы нашли Истину в Америке или России?
Монахиня Корнилия: – Я думаю, какие-то начатки в России, но
еще не сознательные. Когда я училась, я заходила в правосланые храмы, но
тогда мне все это казалось совершенно не понятным и экзотичным. Нас водили
на экскурсии в Новгород, там в главном соборе находился еще музей атеизма.
Это было просто смешно и нелепо, когда заходишь в собор, видишь эти
поразительные фрески, иконы, и выйдя узнаешь, что это – музей атеизма.
|
|
|
|
 |
|
|
Монахиня Корнилия (Рис) в студии
Православной энциклопедии |
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Знаете, Вы выглядите
как настоящая русская матушка, никогда не подумаешь, что Вы – американка.
Так Вы теперь кто – русская или американка?
Монахиня
Корнилия: – Я считаю себя христианкой, как называли себя христиане
первых веков. Если о людях эмигрировавших из России говорят, что они
американизировались, то это означает, что они пропали, потеряли связь с
русской культурой, поэтому такое наименование даже нам, коренным
американцам, не приятно. И напротив, когда человеку говорят что он
обруссел – это что-то положительное, означает, что его душа ожила, потому
что русская культура — это православная культура. По паспорту я, конечно,
американка, но думаю, что обруссевшая американка.
Ведущий –
протоиерей Алексий Уминский: – Скажите, как сейчас развивается
Православие в Америке? Ведь православных в Америке достаточно не мало.
Монахиня Корнилия: – Не мало, но, Вы знаете, я, лично, мало
знаю тех, кто изучал бы Русский язык и не стал православным. Русский язык
очень много дает для понимания православной культуры.
Ведущий –
протоиерей Алексий Уминский: – Вы переводите письма о. Иоанна
Керстьянкина, сейчас также лекции проф. Алексея Осипова. Скажите,
насколько эти книги понятны современному западному человеку? Они для уже
православных читателей или для тех, кто мог бы прийти к Вере?
|
|
|
|
 |
|
|
Письма о. Иоанна (Крестьянкина) на
английском языке |
|
 |
|
Монахиня Корнилия: – Когда мы переводим книги, то знаем, что
читать их будут не только православные русские, но и многие православные
греки, сербы, арабы. В Америке таже многие приходят к Вере через Греческую
Церковь. Когда мы переводим, то приходиться много делать ссылок, чтобы
книга была понятна не только православным, но и приходящим к Вере.
Когда я переводила книгу о. Иоанна, я сделала много примечаний,
переорганизовала книгу согласно нашему менталитету, многое в ней
рассказала о русской жизни.
Ведущий – протоиерей Алексий
Уминский: – У нас, русских, существует уже сложившийся стереотип, что
мы бедные, а значит духовные, а вот Америка страна сытая и богатая, а
потому и бездуховная. Материальный достаток, на Ваш взгляд, затрудняют
путь к Богу или облегчают?
Монахиня Корнилия: – Если по
Евангелию, то Господь, конечно, нищету ублажает. Я из семьи со средним
достатком, но мне не помешало это прийти к Вере, как и многим другим. В
России экономика меняется, и народ начинает жить не так уж бедно как было,
а в Америке не так уж богато как было.
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: – А что-то меняется в Америке по отношению к Вере?
Люди ищут Бога?
Монахиня Корнилия: – Православие становится
менее экзотичной религией, особенно в сравнении с тем, в каких условиях о.
Герман и о. Серафим начинали свою миссионерскую деятельность. Сейчас уже и
в СМИ можно что-то о Православии услышать, и православные журналисты уже
появились. Конечно, они этого не афишируют, но сразу видно, когда человек
Православию сочувствует.
Ведущий – протоиерей Алексий
Уминский: – И так у нас есть надежда, что православных в Америке
станет больше, таких как Вы, матушка.
Спасибо Вам большое за то,
что нашли время прийти к нам на нашу программу. Помощи Божией Вам в Ваших
трудах по переводам.
А сейчас пришло время нашей постоянной
рубрики «Московские святыни».
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
 |
|
Рубрика «Московские святыни»
Святой благоверный князь
Даниил Московский
В 1272 году младший и любимый сын Александра
Невского Даниил получил в удел от отца небольшой городок Москву с
прилегающими землями. Так было положено начало династии московских князей.
|
|
|
|
 |
|
|
Св. кн. Даниил Московский |
|
 |
|
Свое маленькое княжество Даниил Московский укреплял не набегами и
войнами, а милосердием и миролюбием. А если и брался за оружие, то только
для защиты от нападений врагов.
В 1282 году князь Даниил основал
на берегу Москвы-реки монастырь и посвятил его своему небесному
покровителю – преподобному Даниилу Столпнику. Здесь незадолго до своей
кончины он принял великую схиму. По завещанию князя похоронили его не в
церкви, а на общем монастырском кладбище.
|
|
|
|
 |
|
|
Свято-Данилов монастырь |
|
 |
|
После смерти Даниила Московского устроенный им монастырь начал
приходить в упадок. Но при царе Иоанне Грозном здесь произошло чудо. У
могилы князя исцелился умирающий сын одного купца. Изумленный этим, царь
решает возобновить монастырь и строит тут каменную церковь.
|
|
|
|
 |
|
|
Андрей Полушин, ведущий рубрики
"Московские святыни" |
|
 |
|
30 августа 1652 года были обретены нетленные мощи основателя
Свято-Данилова монастыря. Повелением царя Алексея Михайловича и Патриарха
Никона их принесли в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, где они
покоились почти три века, - до начавшейся при советской власти кампании по
изъятию церковных ценностей.
|
|
|
|
 |
|
|
Свято-Данилов монастырь в годы
богоборчества |
|
 |
|
24 сентября 1930 года, накануне закрытия монастыря, братия во главе с
архимандритом Тихоном перенесла святые мощи благоверного князя Даниила в
приходской храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе.
С
1930 года на территории Свято-Данилова монастыря находился
приемник-распределитель для беспризорных детей и несовершеннолетних
нарушителей. Храмы были разорены и обезглавлены. А в 33-м был закрыт и
разграблен храм Воскресения Словущего. Пропали и святые мощи Даниила
Московского.
|
|
|
|
 |
|
|
Рака с мощами св. Даниила Московского в
Свято-Даниловом монастыре |
|
 |
|
В 1983 году Данилов монастырь возвратили Русской Православной Церкви.
Вскоре вернулись сюда и частицы мощей благоверного князя Даниила. Их
сохранили от уничтожения разные люди, и не только в России. И сегодня
святые мощи Даниила Московского снова покоятся в Даниловом монастыре.
***
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: –
Наша программа подошла к концу. Ее электронную версию Вы всегда найдете на
нашем сайте «Седмица.ру». Там же Вы узнаете и много интересного из
религиозной жизни со всего света. А мы с Вами встретимся через неделю. Я
буду отвечать на Ваши вопросы. Тема передачи: Почему ребенок перестал
ходить в храм. С чем этот связано и как вести в этой ситуации родителям и
педагогам.
Всего Вам доброго! Храни Вас, Господь!
|