на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

Православная энциклопедия

Человек и его вера (Телепрограмма 10.03.08)

Телепрограмма «Православная энциклопедия»

(Прямой эфир на канале ТВЦ 10.03.08)

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте, в прямом эфире «Православная энциклопедия». Сегодня начало Великого Поста. Всю эту неделю в храмах будет читаться Великий канон Андрея Критского. Пост – время покаяния и приближения к Богу. Разными путями приходят к Нему люди. Иногда к этому подталкивает трагическое событие в жизни, а иногда это путь постепенный, незаметный. Происходит перемена ценностей. Человек начинает смотреть на мир по-другому, и многое, что было значительным для него в прошлом, становится мелким и ненужным. Сегодня мы опять обращаемся к теме «Человек и его вера». У нас в гостях - журналист Елена Ямпольская. Звоните, задавайте вопросы. Телефон прямого эфира на Ваших экранах. Но в начале, как всегда, новости.

Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru

Сюжет: Патриаршее Богослужение в Прощеное Воскресенье

9 марта, в Прощенное Воскресенье Святейший Патриарх Алексий возглавил Литургию в Храме Христа Спасителя. в это день, предваряющий начало Великого поста Церковь вспоминает изгнание Адама из Рая, момент, когда первый человек лишился общения с Богом. Вспоминая это событие. Верующие стремятся очистить душу, потому что вернуться к Богу возможно только через покаяние. В этот день все просят друг у друга прощения и говорят друг другу: «Бог простит».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: – Дай Бог, чтобы каждый в этот день почувствовал необходимость примирения с близкими. Желаю вам примиренными вступить в Великий пост, который готовит нас к встрече светлого Христова Воскресения.

Вечером того же дня в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх совершил особый чин – Прощения.

Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru

Сюжет: 10-летие обретение мощей Матроны Московской

8 марта исполнилось десять лет со дня обретения честных мощей блаженной Матроны Московской. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил торжества в Покровском ставропигиальном женском монастыре, где покоятся мощи подвижницы.

Святая блаженная Матрона Московская
Святая блаженная Матрона Московская

Блаженная Матрона родилась в конце XIX века под Тулой. Она была слепой от рождения, но господь даровал девочке духовное зрение. В 8 лет у Матроны открылся дар предсказания и исцеления больных. После революции она перебралась в Москву, где и прожила до самой смерти. Слепая бездомная старица, она жила по подвалам и чердакам, скрываясь от ареста за веру. Но обычные люди находили ее. Каждый день к Матроне приходили десятки людей. Почти через полвека после смерти старицы, ее мощи были обретены на Даниловском кладбище и сейчас находятся в Покровском женском монастыре. Блаженную Матрону причислили к лику московских святых в 1999 году, а в 2004-м она была прославлена как святая всей Русской Церкви. И с каждым годом все больше людей приходят поклониться Матронушке, как ее называют, и святая никому не отказывает в помощи.

Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru

Сюжет: Конференция в Баня Луке

14 ежегодная конференция Международного Фонда единства православных народов под названием «Религиозные традиции как важный фактор современного миротворчества» прошла в столице Республики Сербской городе Баня Лука. В ней приняли участие делегаты из 20 стран.

Начало работы конференции совпало с массовым митингом протеста в Бане Луке против признания рядом стран независимости Косово. И на митинге и на конференции говорилось о том, что это является вопиющим нарушением Устава ООН в отношении Сербии, да и не только её одной.

Александр Тягунов, заместитель председателя комитета по культуре ГД РФ: – В этой ситуации не только сербы страдают. Страдает весь православный мир, от которого отрезали территорию. На конференции мы дополнили позицию тех государств, которые не принимают идею самостийности Косово.
.
Республика Сербская, входящая в состав Боснии и Герцеговины, не случайно была выбрана местом проведения конференции. Распад Югославии сопровождался здесь трагическими событиями. В начале 90-х годов в Боснии вспыхнула война. И все же благодаря строгому соблюдению международных соглашений и норм на эту землю пришел долгожданный мир.

Райко Кузманович, Президент Республики Сербской
Райко Кузманович, Президент Республики Сербской

Райко Кузманович, президент Республики Сербской: – Республика Сербская обладает автономией в составе Боснии и Герцеговины. В последнее время, в определенных кругах Сараево, имеет место тенденция за изменение Дейтонских соглашений, и тем самым умаляется государственность республики Сербской внутри Боснии и Герцеговины. Если и дальше обвинения в наш адрес будут продолжатся, мы рассмотрим этот вопрос и определимся, что делать дальше, чтобы статус нашего государства оставался в современном состоянии.

Лишенная нравственных установок и традиционных ценностей международная политика вырождается в свою бесчеловечную альтернативу – такие слова нашли отражение в итоговом документе конференции.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Напоминаю, что тема нашей сегодняшней передачи: «Человек и его вера». Наш гость – редактор отдела культуры газеты «Известия» Елена Ямпольская.

Сюжет: «Елена Ямпольская»

Елена Ямпольская – одна из самых ярких фигур в современной российской журналистике. После окончания театроведческого факультета ГИТИСа она работала в крупнейших газетах страны театральным критиком, ведущей авторских колонок. Автор несколько книг. Получала разнообразные награды и премии.

Последние годы Елена возглавляет отдел культуры в газете «Известия». При этом ее всегда отличала либеральная позиция. Церковь она не понимала и не принимала, была к ней агрессивна. И если уж она писала о Церкви, то, как правило, критически.

А вот год тому назад произошло нечто неожиданное для постоянных читателей Ямпольской. В феврале прошлого года в «Известиях» была опубликована ее статья «Спаси и усмири» о необходимости введения в наших школах «Основ православной культуры».

Эта публикация вызвала целую бурю противоречивых откликов. Однако это ничуть не поколебало ее в новой для себя позиции. Она продолжила тему в следующих публикациях, побывала в тех школах, где уже преподают православную культуру, и еще более укрепилась в убеждении о том, что такой предмет сегодняшним детям крайне необходим.

Менялась не только позиция Елены Ямпольской, но и она сама.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте, Елена. Было время, когда Вы не понимали и не принимали Церковь, относились к ней критично. Как Вы поменяли свои позиции?

Елена Ямпольская
Елена Ямпольская

Елена Ямпольская: – У меня и сегодня не хватит нахальства назвать себя по-настоящему воцерковленным человеком. Приятие Русской Православной Церкви произошло у меня вместе с приятием России. Как многие люди моего поколения, молодость которого пришлась на конец 80-х начало 90-х годов, я прошла подростковую стадию, кода подросток стесняется собственных родителей. Мы все какое-то время стеснялись собственной страны. Я была одной из тех, кто говорил «эта страна» и «что тут может быть хорошего». Должно было пройти время, чтобы мы поняли, что «эта страна» существует несколько дольше, чем ты живешь на свете, было много плохого, но и хорошего, и что быть иностранцем в собственном Отечестве – жалкая участь. Я искренне сочувствую тем, кто застрял на той стадии. Приход к Русской Православной Церкви для меня естественный приход к традициям той земли, на которой я живу, и мудрствовать тут особенно не нужно.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Обычно либеральная интеллигенция своим взглядом устремлена на Запад. Наверное, это было аналогично и для Вас. Но потом Вы выбрали именно Православие. Почему?

Елена Ямпольская: – Я не могу себя назвать по-настоящему воцерковленным человеком, но верующей была всегда. Вопрос Христианство или не Христианство для меня никогда не стоял, это, слава Богу, было просто дано. Отношения с Церковью были напрямую связаны с отношениями с собственной страной. Вы очень правильно говорите о Западе. Был период, как мне кажется, когда не только империя распалась, но и внутри России начались центробежные явления. Но и народ распался на отдельных независимых и не интересующихся друг другом людей. А когда нация состоит из людей объединенных только общей территорией, то у многих возникает соблазн поменять эту территорию на какую-то другую. Пока народ состоит из отдельных личностей, каждому из них приятна и выгодна прозападная позиция: получать Гранты, ездить учиться и работать, оставаться там совсем… Но как только началась центростремительная, обратная тенденция, мы стали потихоньку собираться в народ. Не стоит питать иллюзий, что если мы упадем, нас поднимут, помогут нам в наших трудностях… Каждый заботится сам о себе, и мы, Россия, должны думать о себе, о собственных интересах.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Вы одна из немногих светских журналистов, кто выступил за необходимость преподавания Основ Православной культуры. Даже в церковной среде есть разные мнения по этому вопросу. А как Вы обосновываете свою позицию?

Елена Ямпольская: – Я подозреваю, конечно, что есть еще какие-то выходы из той ситуации полнейшего нравственного кризиса, в котором мы оказались за последние 10-15 лет. Эти годы я могу назвать самым страшным периодом в новейшей истории России. Со мной многие согласятся, а многие скажут, как можно так кощунствовать, ведь эти годы – не война с многомиллионными потерями, не Гулаг. Да человеческих жертв не было, но это были единственные годы, когда на территории России прекратилось воспроизводство добра. Потому что в самые страшные годы XX столетия писались прекрасные песни, снимались фильмы. До сих пор, в эту новую бездуховную эпоху, мы пробавляемся теми фильмами и песнями: «старыми о главном» и «главными о старом»… Нового ничего не появилось. Эта ситуация прекращения воспроизводства добра на территории России привела к тому, что многие люди перестали отличать добро от зла, хорошее от плохого, перестали мыслить нравственными категориями. Это тупиковая ветка. Можно развивать экономику, нанотехнологии, но пока у нации нет нравственного стержня, страна вперед двигаться не будет. Мне кажется, курс Основы православной культуры мог бы подтолкнуть это движение в строну нравственных основ. Я не говорю о том, что в царской России все законы исполнялись. Начитанный человек знает по русской классике, как они исполнялись или не исполнялись, и к чему в итоге это привело. Но люди знали, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Когда они преступали «хорошо», они это понимали.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – У нас есть звонок в студию.

Л. В. Слуцкая, г. Зеленоград: – Здравствуйте! я полностью согласна с тем, что сейчас говорилось. Хочу сказать, что с 90-го года в начальных классах зеленоградской школы факультативно преподаю русскую культуру и Православие. В этом возрасте – 7-11лет – это очень важно.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – А видите ли вы плоды своего труда? Многие говорят, что это не получиться…
Л. В. Слуцкая, г. Зеленоград: – Да, вижу. Дети становятся добрее, им это очень интересно. Есть дети и мусульманского вероисповедания, которым я предлагаю спросить дома разрешения слушать эти курсы, как правило, детям разрешают послушать. Кто не хочет, тот может не ходить. Основная масса детей – крещены, имеют дома иконы, ходят в храм, но это индивидуально, но, к сожалению, семейное духовное воспитание утрачено, и рассказывают им мало.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Спасибо вам, что Вы поддержали нашу беседу.

В студии Православной энциклопедии
В студии Православной энциклопедии

Елена Ямпольская: – Совершенно верно вы говорите. Я занималась не только теорией, а поехала посмотреть, как преподаются Основы православной культуры в школе г. Энгельса под Саратовом. Это не самый крупный и не самый благополучный в социальном смысле город. И я думаю, что Основы православной культуры нужны как раз тем детям, которым дома в моральном смысле ничего дать не могут, не занимаются их духовным воспитанием. К сожалению, число неблагополучных детей в России растет. Если потеряно поколение родителей, то нужно попытаться вытащить поколение детей. Говоря прагматически, это большая социальная опасность на ближайшие несколько лет.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Как на Вашу позицию прореагировало Ваше окружение – Ваши коллеги, Ваши друзья?

Елена Ямпольская: – По-разному. Было много агрессивного неприятия. Может быть, я не была готова к такой волне агрессии, но это не имеет значения. Есть сложности другого порядка. Говорят о возможных столкновениях с мусульманами. Но я видела своими глазами на уроках, как татарские дети занимались. Родители заверяли, что Ислам преподадут им сами, но дети рождены в России и должны знать традиции страны, в которой живут. Существуют более сложные проблемы. Один православный священник сказал мне (не для публикации, поэтому имя я не назову), что Основы православной культуры в средней школе преподавать не нужно. На мой вопрос «почему?», он разъяснил, что когда человеку дают духовные знания, и он выходит с ними в жизнь, где применить эти знания невозможно, не это ли причина того, что из семинарий выходили самые страстные революционеры? Когда дети видят полнейшее несовпадение того, чему учились с реальной жизнью, то это действительно становится проблемой. Учительница рассказывала мне, как дети, после того, что слышат на уроке, после того как узнают что такое правда и добро, бьются в истерике, а один мальчик кричал, что его родителей надо расстрелять. После этого приходится работать психологически. Таких результатов никто добиться не хотел.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Но мы не должны забывать, что из той же семинарии выходили праведники и святые, люди, которые воспитывали народ.

Елена Ямпольская: – Конечно. Нужно отбросить все сомнения, делать и все. Это, безусловно, должно быть факультативно и добровольно, на мой взгляд. но принимать это нужно на государственном уровне, чтобы можно было отслеживать, что и как преподается, чтобы сектанты не пришли в школу.
Телезрительница: – Я жительница Москвы. Хочу поблагодарить вас за передачу. Это нужное и важное дело. Особо хочу поблагодарить Елену Ямпольскую. Она настоящая русская женщина, думающая о будущем страны, о ее детях. Таких людей единицы. Спасибо за то, что Вы есть!

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Что сегодня, на Ваш взгляд, сближает людей церковных и нецерковных, верующих и неверующих, каковы возможности их диалога?

Елена Ямпольская: – Вера – вопрос интимный, и я просто боюсь говорить о верующих и неверующих. Я встречала в жизни людей старшего поколения, провозглашавших себя атеистами, и всей жизнью доказывавших обратное. Еще и по этому мне видится необходимым уважение к формально атеистическому, но очень героическому XX веку. Это, на мой взгляд, должно стать одной из норм воспитания, в том числе и православного воспитания. А что касается сближения церковных и нецерковных людей, то в первую очередь церковным людям нужно проявлять здесь понимание и готовность идти навстречу. Мне сложно об этом говорит, потому что я нахожусь между этими полюсами.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Но Ваш путь уже начался.
Елена Ямпольская: – Да, начался. Но ведь только фрукты на продажу срезают зелеными и отправляют в ящиках, а себя нужно возделывать как сад. Кода созреешь – тогда и созреешь.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Православная культура - это не только объяснение заповедей. А это глубокая духовная литература, драматургия, музыка. А могли бы Вы назвать истинные образцы православной культуры в современном искусстве?

Елена Ямпольская: – Думаю, что в первую очередь речь должна идти о кино. Безусловно, таким образцом я считаю фильмы «12», и «Мы из будущего».

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Спасибо, Елена, за то, что Вы пришли к нам на передачу. Спасибо за Вашу позицию по отношению к Основам православной культуры.

Елена Ямпольская: – Спасибо, отец Алексий.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – А сейчас пришло время нашей постоянной рубрики.

Рубрика «Московские святыни»: Андрей Рублев
Иконы и фрески Андрея Рублева, жившего в XV веке, - высочайшее достижение русской культуры. Сведения о его жизни необычайно скудны. Неизвестно даже где и когда он родился. Но известно, что был он монахом и долгое время подвизался в Спасо-Андрониковом монастыре. Здесь же и похоронен. Росписи Спасского собора в Андрониковом - последняя работа Андрея Рублева. В XVIII веке фрески были утрачены. Сохранились лишь фрагменты - на откосах алтарных окон.

К сожалению, лишь небольшая часть творений, созданных великим иконописцем, сохранилась до наших дней. И среди них - всемирно известная «Троица», написанная Преподобным Андреем в похвалу Сергию Радонежскому. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее.

Икона
Икона "Святая Троица" работы прп. Андрея Рублева

Из летописей известно, что в 1405-м году «чернец Андрей Рублев» вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца «подписывал», то есть украшал иконами и фресками Благовещенский собор Кремля, в 1408-м -Успенский собор во Владимире, в 1425-м – Троицкий храм в Сергиевой Лавре.

Крупнейшие мастера древнерусской живописи, в том числе и великий Дионисий, испытали на себе глубокое воздействие творчества Андрея Рублева, признав его идеалом церковной живописи. Недаром Стоглавый собор 1551-го года провозгласил иконопись Андрея Рублева образцом для подражания, обязав писать иконы «как писал Ондрей Рублев».

В 1988 году за святость жизни и подвиг иконописания он был причислен к лику общероссийских святых.

Прп. Андрей Рублев. Современная икона
Прп. Андрей Рублев. Современная икона

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Наша программа подошла к концу. Ее электронную версию Вы всегда найдете на нашем сайте «Седмица.ру». Там же Вы узнаете много интересного из религиозной жизни всего мира. Пост время покаяния и поэтому следующую нашу программу мы посвящаем теме: «Зачем нужна исповедь». Заранее готовьте свои вопросы. А я постараюсь на них ответить в прямом эфире в следующую субботу. Всего Вам доброго! Храни Вас, Господь!





Текст взят с сайта www.sedmitza.ru
Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru