Телепрограмма «Православная энциклопедия»
(Прямой
эфир на канале ТВЦ 10.03.08)
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: – Здравствуйте, в прямом эфире «Православная
энциклопедия». Сегодня начало Великого Поста. Всю эту неделю в храмах
будет читаться Великий канон Андрея Критского. Пост – время покаяния и
приближения к Богу. Разными путями приходят к Нему люди. Иногда к этому
подталкивает трагическое событие в жизни, а иногда это путь постепенный,
незаметный. Происходит перемена ценностей. Человек начинает смотреть на
мир по-другому, и многое, что было значительным для него в прошлом,
становится мелким и ненужным. Сегодня мы опять обращаемся к теме «Человек
и его вера». У нас в гостях - журналист Елена Ямпольская. Звоните,
задавайте вопросы. Телефон прямого эфира на Ваших экранах. Но в начале,
как всегда, новости.
|
|
|
|
 |
|
|
Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru |
|
 |
|
Сюжет: Патриаршее Богослужение в Прощеное Воскресенье
9
марта, в Прощенное Воскресенье Святейший Патриарх Алексий возглавил
Литургию в Храме Христа Спасителя. в это день, предваряющий начало
Великого поста Церковь вспоминает изгнание Адама из Рая, момент, когда
первый человек лишился общения с Богом. Вспоминая это событие. Верующие
стремятся очистить душу, потому что вернуться к Богу возможно только через
покаяние. В этот день все просят друг у друга прощения и говорят друг
другу: «Бог простит».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Алексий II: – Дай Бог, чтобы каждый в этот день почувствовал
необходимость примирения с близкими. Желаю вам примиренными вступить в
Великий пост, который готовит нас к встрече светлого Христова Воскресения.
Вечером того же дня в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх
совершил особый чин – Прощения.
|
|
|
|
 |
|
|
Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru |
|
 |
|
Сюжет: 10-летие обретение мощей Матроны Московской
8
марта исполнилось десять лет со дня обретения честных мощей блаженной
Матроны Московской. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
возглавил торжества в Покровском ставропигиальном женском монастыре, где
покоятся мощи подвижницы.
|
|
|
|
 |
|
|
Святая блаженная Матрона
Московская |
|
 |
|
Блаженная Матрона родилась в конце XIX века под Тулой. Она была слепой
от рождения, но господь даровал девочке духовное зрение. В 8 лет у Матроны
открылся дар предсказания и исцеления больных. После революции она
перебралась в Москву, где и прожила до самой смерти. Слепая бездомная
старица, она жила по подвалам и чердакам, скрываясь от ареста за веру. Но
обычные люди находили ее. Каждый день к Матроне приходили десятки людей.
Почти через полвека после смерти старицы, ее мощи были обретены на
Даниловском кладбище и сейчас находятся в Покровском женском монастыре.
Блаженную Матрону причислили к лику московских святых в 1999 году, а в
2004-м она была прославлена как святая всей Русской Церкви. И с каждым
годом все больше людей приходят поклониться Матронушке, как ее называют, и
святая никому не отказывает в помощи.
|
|
|
|
 |
|
|
Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru |
|
 |
| Сюжет: Конференция в Баня Луке
14 ежегодная конференция Международного Фонда единства
православных народов под названием «Религиозные традиции как важный фактор
современного миротворчества» прошла в столице Республики Сербской городе
Баня Лука. В ней приняли участие делегаты из 20 стран.
Начало
работы конференции совпало с массовым митингом протеста в Бане Луке против
признания рядом стран независимости Косово. И на митинге и на конференции
говорилось о том, что это является вопиющим нарушением Устава ООН в
отношении Сербии, да и не только её одной.
Александр Тягунов,
заместитель председателя комитета по культуре ГД РФ: – В этой ситуации
не только сербы страдают. Страдает весь православный мир, от которого
отрезали территорию. На конференции мы дополнили позицию тех государств,
которые не принимают идею самостийности Косово. . Республика
Сербская, входящая в состав Боснии и Герцеговины, не случайно была выбрана
местом проведения конференции. Распад Югославии сопровождался здесь
трагическими событиями. В начале 90-х годов в Боснии вспыхнула война. И
все же благодаря строгому соблюдению международных соглашений и норм на
эту землю пришел долгожданный мир.
|
|
|
|
 |
|
|
Райко Кузманович, Президент Республики
Сербской |
|
 |
|
Райко Кузманович, президент Республики Сербской: – Республика
Сербская обладает автономией в составе Боснии и Герцеговины. В последнее
время, в определенных кругах Сараево, имеет место тенденция за изменение
Дейтонских соглашений, и тем самым умаляется государственность республики
Сербской внутри Боснии и Герцеговины. Если и дальше обвинения в наш адрес
будут продолжатся, мы рассмотрим этот вопрос и определимся, что делать
дальше, чтобы статус нашего государства оставался в современном состоянии.
Лишенная нравственных установок и традиционных ценностей
международная политика вырождается в свою бесчеловечную альтернативу –
такие слова нашли отражение в итоговом документе конференции.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Напоминаю, что
тема нашей сегодняшней передачи: «Человек и его вера». Наш гость –
редактор отдела культуры газеты «Известия» Елена Ямпольская.
Сюжет: «Елена Ямпольская»
Елена Ямпольская – одна
из самых ярких фигур в современной российской журналистике. После
окончания театроведческого факультета ГИТИСа она работала в крупнейших
газетах страны театральным критиком, ведущей авторских колонок. Автор
несколько книг. Получала разнообразные награды и премии.
Последние
годы Елена возглавляет отдел культуры в газете «Известия». При этом ее
всегда отличала либеральная позиция. Церковь она не понимала и не
принимала, была к ней агрессивна. И если уж она писала о Церкви, то, как
правило, критически.
А вот год тому назад произошло нечто
неожиданное для постоянных читателей Ямпольской. В феврале прошлого года в
«Известиях» была опубликована ее статья «Спаси и усмири» о необходимости
введения в наших школах «Основ православной культуры».
Эта
публикация вызвала целую бурю противоречивых откликов. Однако это ничуть
не поколебало ее в новой для себя позиции. Она продолжила тему в следующих
публикациях, побывала в тех школах, где уже преподают православную
культуру, и еще более укрепилась в убеждении о том, что такой предмет
сегодняшним детям крайне необходим.
Менялась не только позиция
Елены Ямпольской, но и она сама.
Ведущий – протоиерей Алексий
Уминский: – Здравствуйте, Елена. Было время, когда Вы не понимали и не
принимали Церковь, относились к ней критично. Как Вы поменяли свои
позиции?
|
|
|
|
 |
|
|
Елена Ямпольская |
|
 |
|
Елена Ямпольская: – У меня и сегодня не хватит нахальства
назвать себя по-настоящему воцерковленным человеком. Приятие Русской
Православной Церкви произошло у меня вместе с приятием России. Как многие
люди моего поколения, молодость которого пришлась на конец 80-х начало
90-х годов, я прошла подростковую стадию, кода подросток стесняется
собственных родителей. Мы все какое-то время стеснялись собственной
страны. Я была одной из тех, кто говорил «эта страна» и «что тут может
быть хорошего». Должно было пройти время, чтобы мы поняли, что «эта
страна» существует несколько дольше, чем ты живешь на свете, было много
плохого, но и хорошего, и что быть иностранцем в собственном Отечестве –
жалкая участь. Я искренне сочувствую тем, кто застрял на той стадии.
Приход к Русской Православной Церкви для меня естественный приход к
традициям той земли, на которой я живу, и мудрствовать тут особенно не
нужно.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Обычно
либеральная интеллигенция своим взглядом устремлена на Запад. Наверное,
это было аналогично и для Вас. Но потом Вы выбрали именно Православие.
Почему?
Елена Ямпольская: – Я не могу себя назвать
по-настоящему воцерковленным человеком, но верующей была всегда. Вопрос
Христианство или не Христианство для меня никогда не стоял, это, слава
Богу, было просто дано. Отношения с Церковью были напрямую связаны с
отношениями с собственной страной. Вы очень правильно говорите о Западе.
Был период, как мне кажется, когда не только империя распалась, но и
внутри России начались центробежные явления. Но и народ распался на
отдельных независимых и не интересующихся друг другом людей. А когда нация
состоит из людей объединенных только общей территорией, то у многих
возникает соблазн поменять эту территорию на какую-то другую. Пока народ
состоит из отдельных личностей, каждому из них приятна и выгодна
прозападная позиция: получать Гранты, ездить учиться и работать,
оставаться там совсем… Но как только началась центростремительная,
обратная тенденция, мы стали потихоньку собираться в народ. Не стоит
питать иллюзий, что если мы упадем, нас поднимут, помогут нам в наших
трудностях… Каждый заботится сам о себе, и мы, Россия, должны думать о
себе, о собственных интересах.
Ведущий – протоиерей Алексий
Уминский: – Вы одна из немногих светских журналистов, кто выступил за
необходимость преподавания Основ Православной культуры. Даже в церковной
среде есть разные мнения по этому вопросу. А как Вы обосновываете свою
позицию?
Елена Ямпольская: – Я подозреваю, конечно, что
есть еще какие-то выходы из той ситуации полнейшего нравственного кризиса,
в котором мы оказались за последние 10-15 лет. Эти годы я могу назвать
самым страшным периодом в новейшей истории России. Со мной многие
согласятся, а многие скажут, как можно так кощунствовать, ведь эти годы –
не война с многомиллионными потерями, не Гулаг. Да человеческих жертв не
было, но это были единственные годы, когда на территории России
прекратилось воспроизводство добра. Потому что в самые страшные годы XX
столетия писались прекрасные песни, снимались фильмы. До сих пор, в эту
новую бездуховную эпоху, мы пробавляемся теми фильмами и песнями: «старыми
о главном» и «главными о старом»… Нового ничего не появилось. Эта ситуация
прекращения воспроизводства добра на территории России привела к тому, что
многие люди перестали отличать добро от зла, хорошее от плохого, перестали
мыслить нравственными категориями. Это тупиковая ветка. Можно развивать
экономику, нанотехнологии, но пока у нации нет нравственного стержня,
страна вперед двигаться не будет. Мне кажется, курс Основы православной
культуры мог бы подтолкнуть это движение в строну нравственных основ. Я не
говорю о том, что в царской России все законы исполнялись. Начитанный
человек знает по русской классике, как они исполнялись или не исполнялись,
и к чему в итоге это привело. Но люди знали, что такое «хорошо» и что
такое «плохо». Когда они преступали «хорошо», они это понимали.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – У нас есть звонок
в студию.
Л. В. Слуцкая, г. Зеленоград: – Здравствуйте! я
полностью согласна с тем, что сейчас говорилось. Хочу сказать, что с 90-го
года в начальных классах зеленоградской школы факультативно преподаю
русскую культуру и Православие. В этом возрасте – 7-11лет – это очень
важно.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – А видите ли
вы плоды своего труда? Многие говорят, что это не получиться… Л. В.
Слуцкая, г. Зеленоград: – Да, вижу. Дети становятся добрее, им это
очень интересно. Есть дети и мусульманского вероисповедания, которым я
предлагаю спросить дома разрешения слушать эти курсы, как правило, детям
разрешают послушать. Кто не хочет, тот может не ходить. Основная масса
детей – крещены, имеют дома иконы, ходят в храм, но это индивидуально, но,
к сожалению, семейное духовное воспитание утрачено, и рассказывают им
мало.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Спасибо вам,
что Вы поддержали нашу беседу.
|
|
|
|
 |
|
|
В студии Православной
энциклопедии |
|
 |
|
Елена Ямпольская: – Совершенно верно вы говорите. Я занималась
не только теорией, а поехала посмотреть, как преподаются Основы
православной культуры в школе г. Энгельса под Саратовом. Это не самый
крупный и не самый благополучный в социальном смысле город. И я думаю, что
Основы православной культуры нужны как раз тем детям, которым дома в
моральном смысле ничего дать не могут, не занимаются их духовным
воспитанием. К сожалению, число неблагополучных детей в России растет.
Если потеряно поколение родителей, то нужно попытаться вытащить поколение
детей. Говоря прагматически, это большая социальная опасность на ближайшие
несколько лет.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Как
на Вашу позицию прореагировало Ваше окружение – Ваши коллеги, Ваши друзья?
Елена Ямпольская: – По-разному. Было много агрессивного
неприятия. Может быть, я не была готова к такой волне агрессии, но это не
имеет значения. Есть сложности другого порядка. Говорят о возможных
столкновениях с мусульманами. Но я видела своими глазами на уроках, как
татарские дети занимались. Родители заверяли, что Ислам преподадут им
сами, но дети рождены в России и должны знать традиции страны, в которой
живут. Существуют более сложные проблемы. Один православный священник
сказал мне (не для публикации, поэтому имя я не назову), что Основы
православной культуры в средней школе преподавать не нужно. На мой вопрос
«почему?», он разъяснил, что когда человеку дают духовные знания, и он
выходит с ними в жизнь, где применить эти знания невозможно, не это ли
причина того, что из семинарий выходили самые страстные революционеры?
Когда дети видят полнейшее несовпадение того, чему учились с реальной
жизнью, то это действительно становится проблемой. Учительница
рассказывала мне, как дети, после того, что слышат на уроке, после того
как узнают что такое правда и добро, бьются в истерике, а один мальчик
кричал, что его родителей надо расстрелять. После этого приходится
работать психологически. Таких результатов никто добиться не хотел.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Но мы не должны
забывать, что из той же семинарии выходили праведники и святые, люди,
которые воспитывали народ.
Елена Ямпольская: – Конечно.
Нужно отбросить все сомнения, делать и все. Это, безусловно, должно быть
факультативно и добровольно, на мой взгляд. но принимать это нужно на
государственном уровне, чтобы можно было отслеживать, что и как
преподается, чтобы сектанты не пришли в школу. Телезрительница:
– Я жительница Москвы. Хочу поблагодарить вас за передачу. Это нужное и
важное дело. Особо хочу поблагодарить Елену Ямпольскую. Она настоящая
русская женщина, думающая о будущем страны, о ее детях. Таких людей
единицы. Спасибо за то, что Вы есть!
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: – Что сегодня, на Ваш взгляд, сближает людей
церковных и нецерковных, верующих и неверующих, каковы возможности их
диалога?
Елена Ямпольская: – Вера – вопрос интимный, и я
просто боюсь говорить о верующих и неверующих. Я встречала в жизни людей
старшего поколения, провозглашавших себя атеистами, и всей жизнью
доказывавших обратное. Еще и по этому мне видится необходимым уважение к
формально атеистическому, но очень героическому XX веку. Это, на мой
взгляд, должно стать одной из норм воспитания, в том числе и православного
воспитания. А что касается сближения церковных и нецерковных людей, то в
первую очередь церковным людям нужно проявлять здесь понимание и
готовность идти навстречу. Мне сложно об этом говорит, потому что я
нахожусь между этими полюсами.
Ведущий – протоиерей Алексий
Уминский: – Но Ваш путь уже начался. Елена Ямпольская: –
Да, начался. Но ведь только фрукты на продажу срезают зелеными и
отправляют в ящиках, а себя нужно возделывать как сад. Кода созреешь –
тогда и созреешь.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: –
Православная культура - это не только объяснение заповедей. А это глубокая
духовная литература, драматургия, музыка. А могли бы Вы назвать истинные
образцы православной культуры в современном искусстве?
Елена
Ямпольская: – Думаю, что в первую очередь речь должна идти о кино.
Безусловно, таким образцом я считаю фильмы «12», и «Мы из будущего».
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Спасибо, Елена, за
то, что Вы пришли к нам на передачу. Спасибо за Вашу позицию по отношению
к Основам православной культуры.
Елена Ямпольская: –
Спасибо, отец Алексий.
Ведущий – протоиерей Алексий
Уминский: – А сейчас пришло время нашей постоянной рубрики.
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
 |
|
Рубрика «Московские святыни»: Андрей Рублев Иконы и фрески
Андрея Рублева, жившего в XV веке, - высочайшее достижение русской
культуры. Сведения о его жизни необычайно скудны. Неизвестно даже где и
когда он родился. Но известно, что был он монахом и долгое время
подвизался в Спасо-Андрониковом монастыре. Здесь же и похоронен. Росписи
Спасского собора в Андрониковом - последняя работа Андрея Рублева. В XVIII
веке фрески были утрачены. Сохранились лишь фрагменты - на откосах
алтарных окон.
К сожалению, лишь небольшая часть творений,
созданных великим иконописцем, сохранилась до наших дней. И среди них -
всемирно известная «Троица», написанная Преподобным Андреем в похвалу
Сергию Радонежскому. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее.
|
|
|
|
 |
|
|
Икона "Святая Троица" работы прп. Андрея
Рублева |
|
 |
|
Из летописей известно, что в 1405-м году «чернец Андрей Рублев» вместе
с Феофаном Греком и Прохором с Городца «подписывал», то есть украшал
иконами и фресками Благовещенский собор Кремля, в 1408-м -Успенский собор
во Владимире, в 1425-м – Троицкий храм в Сергиевой Лавре.
Крупнейшие мастера древнерусской живописи, в том числе и великий
Дионисий, испытали на себе глубокое воздействие творчества Андрея Рублева,
признав его идеалом церковной живописи. Недаром Стоглавый собор 1551-го
года провозгласил иконопись Андрея Рублева образцом для подражания, обязав
писать иконы «как писал Ондрей Рублев».
В 1988 году за святость
жизни и подвиг иконописания он был причислен к лику общероссийских святых.
|
|
|
|
 |
|
|
Прп. Андрей Рублев. Современная
икона |
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Наша программа подошла
к концу. Ее электронную версию Вы всегда найдете на нашем сайте
«Седмица.ру». Там же Вы узнаете много интересного из религиозной жизни
всего мира. Пост время покаяния и поэтому следующую нашу программу мы
посвящаем теме: «Зачем нужна исповедь». Заранее готовьте свои вопросы. А я
постараюсь на них ответить в прямом эфире в следующую субботу. Всего Вам
доброго! Храни Вас, Господь!
|