|
|
|
|
 |
|
|
|
|
 |
|
Телепрограмма «Православная энциклопедия»
(Прямой
эфир на канале ТВЦ 05.04.08)
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: – Здравствуйте. В прямом эфире «Православная
энциклопедия». Сегодня мы хотели бы поговорить о том, что касается каждого
из нас. Хотя обсуждать эту тему в обществе не принято. Мы любим поговорить
о том, как сохранить здоровье и молодость, а разговоров о том, что жизнь
скоротечна, и смерть неизбежна – мы избегаем. И когда человек сталкивается
со смертью близких, или же узнает о неизлечимой болезни, он впадает в
отчаяние и ужас, оказываясь бессильным перед лицом смерти. А ведь, если
задуматься, именно день нашей смерти наверно, самый важный день нашей
жизни. И к нему надо быть готовым. Не зря же святые отцы говорили – помни
о смерти, и во веки не согрешишь. О смысле и значении, и о христианском
понимании смерти мы будем говорить с вами в ближайшие полчаса в прямом
эфире нашей программы. Звоните, задавайте вопросы, делитесь своими
переживаниями. А я постараюсь на Ваши вопросы ответить. Телефон прямого
эфира 789-30-30. А пока Вы готовитесь к беседе, новости православной
жизни.
|
|
|
|
 |
|
|
Благовещение Устюжское, древнерусская
икона XII-XIII вв. |
|
 |
| Сюжет: Праздник Благовещения
Пресвятой Богородицы
7 апреля, в день праздника Благовещения
Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Алексий совершил вечерню,
Божественную литургию и молебен в Благовещенском соборе Московского
Кремля. Этот праздник напоминает о самой первой евангельской вести,
которую архангел Гавриил возвестил Деве Марии.
|
|
|
|
 |
|
|
Фото - Ю. Клиценко. Седмица.Ru |
|
 |
|
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: – В этот
день в Москве традиционно выпускали на волю птиц, как символ того, что
Господь Своим пришествием на землю даровал нам свободу от греха, свободу
веры и следования за Господом и Спасителем, свободу духовного
совершенствования и возрастания о Господе.
В это праздничное утро
голуби взлетели не только над Благовещенским собором Кремля, но и над
сотнями храмов по всей России.
Сюжет: Кипрская стена
На острове Кипр, где издавна особенно почитается Пречистая Дева, в
канун Благовещения произошло событие, которое может привести к объединению
города Никосии. После вторжения на остров турецких войск столица Кипра 34
года была разделена на две части – греческую и турецкую. Теперь будет снят
запрет на пересечение так называемой «зеленой линии» на улице Лидра.
Власти Республики Кипр распорядились начать демонтаж стены, разделяющей
половины города.
Андрей Нестеренко, Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в республике
Кипр: – «Зеленая линия» не исчезла, она разделяет остров с 1974 года.
Россия настаивает на том, что должен быть решен вопрос разделения острова,
а тогда и «зеленой линии» не будет».
|
|
|
|
 |
|
|
Протопресвитер Виталий Боровой |
|
 |
|
Сюжет: Отпевание о. Виталия Борового
В день праздника
Благовещения на 93-м году жизни скончался старейший по хиротонии священник
Русской Православной Церкви протопресвитер Виталий Боровой. Его отпевали в
Богоявленском соборе Москвы, настоятелем которого отец Виталий был в
середине 70-х. А началось церковное служение отца Виталия еще до войны. В
оккупированной Белоруссии он был секретарем Минской епархии, и чудом
избежал депортации в Германию. С 50-х годов отец Виталий был одним из
главных участников важнейших межцерковных событий, почти полтора
десятилетия представлял Русскую Православную Церковь во Всемирном Совете
Церквей. В последние годы протопресвитер Виталий Боровой был почетным
настоятелем московского храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.
Похоронили отца Виталия на Хованском кладбище Москвы.
Ведущий –
протоиерей Алексий Уминский: – Смертью, погибелью Церковь называет
смерть духовную. А о земной смерти она говорит другими словами, называя ее
блаженной кончиной, успением, разлучением души и тела. Православная
Церковь знает, что это временная разлука – в ожидании Второго Пришествия
Спасителя и нашего всеобщего воскресения.
Сюжет: Посмертная
жизнь – догматический взгляд
Как рассказывает Священное
Писание, смерть вошла в мир после грехопадения первых людей. Они
отказались слушаться Бога, отпали от Него и захотели сами стать как боги.
Адам и Ева, а также все их потомки стали смертными. Умирая, человек
попадал в ад, который Ветхий Завет описывает как место бесконечного
отчаяния, единственное место во вселенной, где нет Бога. Там царят
непрерывный плач и скрежет зубовный. Древние пророки и праведники жили
предчувствием и ожиданием прихода Спасителя, который избавил бы людей от
этого рабства греху и смерти. Таким Спасителем стал Сам Бог.
Для
того, чтобы победить смерть, Бессмертный Бог стал смертным человеком.
Христос принял человеческую природу во всем, кроме греха. И поэтому, когда
Он был распят – и умер за наши грехи человеческой смертью, Он сошел в ад.
И разрушил его врата Своим Воскресением.
|
|
|
|
 |
|
|
Распятие Христово. Древнерусская икона,
XV в. |
|
 |
|
С этого момента смерть перестала быть трагедией для людей. Теперь она
страшна лишь вне Христа. А для христиан, верующих в тайну Воскресения,
смерть стала этапом, отделяющим временную земную жизнь от вечности.
По учению Церкви, существуют две смерти. Первая смерть – это та,
которой заканчивается земная жизнь. После нее человеческая душа идет на
суд к Богу. Это так называемый Частный суд – где принимаются во внимание
все наши грехи и добродетели. Праведники попадают в преддверие рая, а
грешники – в преддверие ада. И потом души умерших ждут момента Второго
Пришествия Спасителя, когда всеобщее Воскресение мертвых вновь соединит
душу и тело каждого человека. Тогда наступит момент Страшного Суда, где
люди всех поколений пройдут перед престолом Вседержителя и окончательно
решится судьба каждого. И для тех, кто при жизни бесповоротно отпал от
Бога, наступит вторая смерть – на этот раз вечная.
|
|
|
|
 |
|
|
Страшный Суд. Новгородская икона кон. XV
в. |
|
 |
|
До Страшного Суда, пока не завершилась земная история человечества, все
живые члены Церкви могут помочь своим усопшим близким. В первую очередь
эта помощь – молитвенная. По учению Церкви, даже человек, который умер, не
успев раскаяться в своих грехах, может быть помилован Богом – по нашим
молитвам. И вместе с праведниками получит вечное блаженство в Царствии
Небесном.
Молитва Церкви начинается еще на смертном одре. Над
умирающими совершают таинства Покаяния, Причащения, Соборования. В момент
разлучения души от тела читается особый молебный канон «На исход души».
|
|
|
|
 |
|
|
Воскресение Христово |
|
 |
|
После смерти, еще до отпевания можно служить панихиды. Отпевают
покойного один раз. После погребения Церковь не прекращает молиться об
усопшем. Его особенно поминают в третий, девятый и сороковой день. Есть и
общецерковные праздники – родительские субботы, когда поминают всех
усопших христиан.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: –
Напоминаю о том, что сегодня в прямом эфире я отвечаю на Ваши вопросы.
Тема нашей беседы: православное отношение к смерти. Мы ждем ваших звонков,
ваших вопросов на эту тему. Делитесь своими переживаниями. Номер телефона
в студии: 789-30-30. У нас уже есть первый звонок.
Телезрительница: – Здравствуйте. Расскажите, пожалуйста,
как Церковь относится к кремации тела усопшего? Я столкнулась с
разночтением: священник дал добро на кремацию, а потом в книге «Азы
Православия» я обнаружила, что кремировать нельзя.
Ведущий –
протоиерей Алексий Уминский: – Ваш вопрос важен и интересен многим.
Церковь говорит о том, что погребение христианина торжественный и важный
момент. Человек создан из праха земного, в прах он и должен возвратиться.
Христианский образ погребения – это погребение в землю. Но мы знаем, что
живем в таких условиях, что погребение не всегда возможно. Бывает и так,
что кремирование было пожеланием самого умершего. Церковь не отрицает и
кремацию. Мы считаем, что всякий человек, ушедший от нас в вечность,
обязательно воскреснет телесно, и его тело соединится с душой. И даже если
человек кремирован, все равно его тело невидимым образом сохраниться до
Второго Пришествия и соединится с душой. Хотя Церковь предпочитает
советовать не кремировать, а хоронить умершего в землю, но и кремация
Церковью не отрицается.
Телезрительница: – Здравствуйте.
Раба Божия Татьяна. В январе у меня умерла мама. Она не была крещена. Я
молюсь за нее, читаю канон мученику Уару. Сколько дней я должна читать
этот канон? Я понимаю, что должна молиться о ней всю жизнь. Но какое время
нужно читать именно этот канон?
Ведущий – протоиерей Алексий
Уминский: – Вы сами ответили на этот вопрос – всю Вашу жизнь, пока у
Вас есть силы. Молитесь, читайте канон за мать, которая умерла некрещеной.
У Вас, как у дочери, у самого близкого человека по духу, по любви, есть
надежда отмолить ее, надежда, что Господь Вас услышит. В московском храме
Святой Троицы на Пятницкой каждую субботу проходит служба святому мученику
Уару, на которой, по благословению Святейшего Патриарха поминаются все
некрещеные усопшие родственники. Молитесь дома и ходите в этот храм, где
уже церковной традицией стала молитва за некрещеных.
Телезритель: – Батюшка, а какой смысл жить, если все время
готовиться к смерти?
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский:
– Смысл очень большой. Когда человек живет не думая о том, что ему
придется умирать, чаще всего он живет впустую. Он не дорожит своим
временем, убивает его. А когда человек знает, что каждый день может стать
для него днем встречи со смертью и с Богом, которому он за эту жизнь
ответит, то человек этот всегда будет стараться максимально использовать
каждую минуту жизни, будет наполнять жизнь. У Достоевского в «Братьях
Карамазовых» Маркел, старший брат старца Зосимы, умирая, говорит: «И
одного дня хватило бы нам, чтобы быть счастливыми». Если человек знает о
том, что умрет и всегда готов к смерти, каждый его день – самый
наполненный и творческий день жизни.
Смерть – это тайна. И встреча
с ней чаще всего неожиданна, но бывает иначе. Иногда человек узнает
заранее, что обречен. И смертельная болезнь, и страдания могут принести
ему пользу – у него есть время, чтобы подготовиться к смерти, и достойно
встретить ее.
Сюжет: Хоспис
Слово «здравствуйте»
имеет здесь особенный вес: в первом московском хосписе люди учатся жить.
Невзирая на страшный диагноз. Сегодня здесь 30 пациентов. Многие не в
силах подняться с постели, и гулять их вывозят на каталке. Для этих людей
каждая минута жизни бесценна. Как бесценны внимание и любовь тех, с кем
они могут навеки расстаться.
|
|
|
|
 |
|
|
Вера Миллионщикова, Главный врач Первого
Московского хосписа |
|
 |
|
Вера Миллионщикова, главный врач Первого московского хосписа: –
«Мы все недолюблены и очень сильно. Перед смертью это чувствуется в
одиночестве, в котором оказывается человек. Мы обязаны вернуть ему часть
связей с людьми, которые были потеряны, с которыми он давно потерял
отношения – это все называется –любовь.
Все здесь радует глаз –
свежие просторные палаты, спокойные добрые лица тех, кто заботится о том,
чтобы жизнь на пороге смерти продолжалась не «вопреки», а «для».
Сострадание и сочувствие – вот с чего начинается хоспис.
Вера
Миллионщикова, главный врач Первого московского хосписа: – Если ты не
думаешь о своей смерти, если ты не можешь видеть чужую смерть, ты не
можешь сострадать и быть милосердным, ты становишься как зомби,
агрессивным, бессердечным. В этом случае ты плохой родитель, плохой
работник. Ты немилосерден. Без сострадания в обществе мир просто рухнет.
По вторникам в хоспис приходит священник. Отец Христофор беседует
с теми, кто этого хочет. Бывает и так, что, только попав в хоспис, человек
впервые задумается о собственной вере.
Священник Христофор
Хилл: – Иногда слова мало значат – простая ласка, внимание – могут
сделать больше для человека, чем любые слова.
Сегодня пятнадцать
из тридцати обитателей хосписа приняли Святое Причастие. В этой палате
причастились все. Для верующего человека и болезнь, и страдание, и сама
смерть – всё обретает смысл. И хоспис, как передышка на пути к вечности,
дает человеку возможность перевести дыхание, и в этой тишине увидеть себя,
осознать, что смерть есть, но в то же время – она бессильна перед нашей
верой.
Священник Христофор Хилл: – Смерть – это дверь,
через которую человек проходит, чтобы встретиться с Богом. Но до смерти
есть жизнь. И для того. Чтобы найти новую жизнь в Боге нужно пойти это
порог, порог смерти.
|
|
|
|
 |
|
|
Протоиерей Алексий Уминский |
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Напоминаю о том, что
сегодня в прямом эфире я отвечаю на Ваши вопросы. Тема нашей беседы:
православное отношение к смерти. Мы ждем ваших звонков, ваших вопросов на
эту тему. Делитесь своими переживаниями. Номер телефона в студии:
789-30-30. Я слушаю вас.
Телезрительница: – Здравствуйте,
батюшка. Подскажите, как относиться к таким случаям, когда родные умирают
как бы не своей смертью. Не от болезни, или от старости, а от несчастного
случая, внезапно. Например, убило током, или подавился кусочком еды и
задохнулся. В нашем роду много таких случаев. Не является ли эта
загадочная смерть роком или Божиим наказанием?
Ведущий –
протоиерей Алексий Уминский: – Смерть, о которой говорилось в сюжете
называется в Церкви блаженной кончиной. О ней мы молимся за каждой
Божественной литургией. Поросим, чтобы Бог дал нам возможность
подготовиться к смерти и принять ее как дар. Но бывают случаи, когда
человек умирает внезапно. Это может случиться с каждым, в этом нет ни
рока, ни наказания за какие-то грехи рода или человека. Смерть бывает
неожиданна. Она подстерегает нас как любой другой жизненный случай.
«Смерть и время царят на земле», – сказал философ Владимир Соловьев.
Действительно, после грехопадения смерть стала законом человечества. Люди
умирают неожиданно. К этому надо быть готовым. Нужно быть членом Церкви и
стараться чаще причащаться и исповедоваться, чтобы смерть не пришла
неожиданно. Но если кто-то из усопших умер внезапно, мы не должны скорбеть
больше сил и предаваться отчаянию. Мы знаем, что наша молитва и молитва
Церкви – всепобеждающа. Мы должны молиться за своих усопших родственников.
Телезритель: – Добрый день, отец Алексий. Есть такое
правило, молиться за родственников. А можно ли молиться за усопшего
товарища, который умер некрещеным, нераскаявшимся?
Ведущий –
протоиерей Алексий Уминский: – Все человечество друг другу
сродственно, мы родственники во Адаме. И поэтому В Церкви называем друг
друга братьями и сестрами. Для Бога нет чужих – крещеных и некрещеных, все
родные. И это родство, существующее в человечестве,очень важно. Когда мы
знаем, что есть близкие по жизни, друзья, которые умерли в таком
состоянии, и наше сердце о них болит, мы должны молиться за них в домашней
молитве. Каждая молитва будет принята Богом и услышана, такая молитва Богу
угодна. Молитесь и милостыню за них подавайте, творите милость в память об
усопших родственниках и близких, умерших внезапно или без покаяния.
Телезрительница: – Здравствуйте. У нас есть родственник,
который покончил жизнь самоубийством. Это было 12-15 лет назад. В какие
дни возможно поминание его в храме? Можно ли подавать записку?
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Нужно обратиться в
Патриархию, если Вы живете в Москве, или к правящему епископу. Если Вам
будет дано разрешение на отпевание и поминание родственника в храме, тогда
Вы сможете это делать.
Телезрительница: – Если по незнанию
в храме отпели некрещеного родственника, насколько это большой грех. Как
его исправить?
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: –
Если это было действительно по незнанию, а не дерзновенная попытка
обмануть Церковь, то в этом нет ничего страшного. Сильно переживать об
этом не стоит.
Телезрительница: – Батюшка, благословите.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Бог Вас
благословит.
Телезрительница: – Мой племянник пропал около
семи лет назад. Мы не знаем, жив он, или уже нет. Как нам за него
молиться?
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – До тех
пор, пока у Вас нет свидетельств о том, что человек погиб, нет оснований и
знаний о том, что он действительно отошел ко Господу, молитесь о нем
только как о живом. А если вдруг случилось несчастье, и его уже нет среди
нас, Бог примет Вашу молитву за живого как молитву за усопшего.
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
 |
|
Эта тема поднимает очень много вопросов, конечно, ответить на все
просто невозможно. Митрополит Антоний Сурожский так говорил о тайне
смерти и о вечной жизни: «Каждый из нас знает на опыте, что бывают
какие-то мгновения, когда он живет уже не во времени, а такой полнотой
жизни, таким ликованием, которое принадлежит не просто земле. Поэтому
первое, чему мы должны учить себя и других, это готовиться не к смерти, а
к жизни. А если говорить о смерти, то говорить о ней только как о двери,
которая широко распахнется и нам даст войти в вечную жизнь». Где твое,
смерте, жало? Где твоя, аде, победа?
Мы готовы выслушать еще один
звонок.
Телезрительница: – Мои родители вели неправильный
образ жизни и умерли от пьянства. Я молюсь за них каждый день и прошу Бога
об избавлении их от этого тяжкого греха. Но боль не отпускает. Вот уже два
года я постоянно вижу их во сне именно в этом грехе пьянства.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Наши сны не
являются отображением духовной действительности. Святые отцы всегда
говорили, чтобы мы не доверяли снам. Ваши сны не основание для того, чтобы
впадать в отчаяние. Но я хочу сказать Вам, чтобы Ваша молитва за усопших
родителей не прекращалась никогда. Читайте за ни Псалтирь, ходите в
церковь, посещайте Родительские субботы, причащайтесь в эти дни. Тогда
Ваша молитва будет услышана.
Наша программа подошла к концу. Ее
полную версию вы можете найти на сайте Седмица.Ru, где всегда помещаются
самые последние новости жизни русской Православной Церкви, а также
религиозные новости со всех концов света. А сейчас я прощаюсь с вами и
желаю всего доброго. Храни Вас Господь!
|