Телепрограмма «Православная энциклопедия»
(Прямой
эфир на канале ТВЦ 12.07.08)
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: – Здравствуйте, в прямом эфире «Православная
энциклопедия». По сложившейся уже традиции одну из наших программ мы
посвящаем теме: «Человек и его вера». Путь к ней у каждого свой. Кому-то
она прививается в семье, с самого младенчества, кто-то обретает ее уже в
зрелом возрасте, сознательно, после сомнений и размышлений. Сегодня гость
нашей программы - член Общественной палаты при Президенте России,
экономист, Главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев. Звоните,
задавайте вопросы. Телефон прямого эфира на Ваших экранах.
Но в
начале, как всегда, новости.
|
|
|
|
 |
|
|
Клеймо иконы «Петр и Феврония с
житиями», 1618 г. |
|
 |
|
Сюжет: «Праздник Петра и
Февронии»
В этом году день памяти святых князя Петра и княгини
Февронии Муромских впервые отмечался как государственный праздник: День
семьи, любви и верности. В столичном храме Вознесения за Серпуховскими
воротами находится икона с частицами мощей благоверных супругов. Здесь
этот праздник начался с молебна, посвященного святым покровителям семейной
жизни.
Священник Константин Татаринцев: – Мы будем
вспоминать семейное строительство, супружество, верность и любовь,
обращаясь к нашим святым угодникам. И раньше мы не были праздны в этих
прошениях, и ныне надеемся, что их заступничество не оставит
нас.
Святым Петру и Февронии были посвящены и научная конференция,
которая прошла в этот день в культурном центре храма, и концерт с участием
самих прихожан.
* * *
|
|
|
|
 |
|
|
Инженерный корпус Третьяковской
галереи |
|
 |
|
Cюжет: «Иконы России, Белоруссии
и Украины в Третьяковке»
1020-летию Крещения Руси посвящена
выставка икон, которая проходит в Третьяковской галерее. Иконы из России,
Белоруссии и Украины собраны в трех залах Инженерного корпуса
художественной галереи. Авторы выставки стремились показать не только
своеобразие традиций трех славянских народов, но и их единство, восходящее
к иконописцам времен Киевской Руси.
Наталия Шередега, куратор
выставки: – Православная полнота образа не исчезла ни с белорусских,
ни с украинских икон, несмотря на то, что их создатели оказались в
сложнейшей ситуации, особенно, начиная с XVI в., когда наступили времена
Унии.
В XVII веке в Оружейной палате Кремля вместе трудились
русские, белорусские и украинские иконописцы. Эти мастера вместе создавали
шедевры, такие как этот образ «Живоносный источник».
На выставке
есть и необычные сюжеты, например, икона, на которой изображен
пеликан.
Наталия Шередега, куратор выставки: – Пеликан очень
важный христианский символ. На иконах изображается, как он раздирает
грудь, чтобы плотью и кровью своими накормить своих птенцов – это древний
образ Евхаристии.
На выставке есть иконы дорублевского времени и
один из первых образов святого князя Владимира.
Из Москвы эти
иконы отправятся в Киев, где через две недели начинаются торжества
посвященные юбилею Крещения Руси.
* * *
Ведущий –
протоиерей Алексий Уминский: – Напоминаю, что тема нашей сегодняшней
передачи: «Человек и его вера». Наш гость – член Общественной палаты при
Президенте России Валерий Фадеев. Звоните, задавайте вопросы. Телефон
прямого эфира на Ваших экранах.
|
|
|
|
 |
|
|
В.А.Фадеев (фото -
mediacratia.ru) |
|
 |
|
Сюжет: «Валерий Фадеев»
Валерий Александрович Фадеев родился 10 октября 1960 г. В 1983 г.
окончил факультет управления и прикладной математики Московского
физико-технического института. Служил в армии. Работал в различных
институтах АН СССР. Занимался вопросами энергетики, макроэкономики и
рынка.
Сейчас возглавляет Институт общественного проектирования,
входит в руководящие органы Медиасоюза страны, Российского совета развития
образования, организации «Деловая Россия», главный редактор журнала
«Эксперт», председатель комиссии по экономическому развитию и поддержке
предпринимательства Общественной палаты при Президенте РФ.
Фадеев
стоял истоков многих важных для общества проектов, часто выступает с
трибун общественно-политических форумов, участвует в публичных дискуссиях
на самые острые темы. Одно из последних крупно-масштабных исследований,
проведенный под руководством Фадеева, дало неожиданные для многих
результат, что позволило по-новому взглянуть на уровень и роль
православный верующих в нашей стране.
* *
*
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте,
Валерий Александрович. Вы экономист, сфера Ваших интересов – это расчеты,
схемы, сугубо рациональный и материалистический подход к окружающему миру.
Ваш путь к вере, как и путь многих наших современников, необычен.
Расскажите, а как человек от прагматизма, от привычки все подвергать
сомнению и все проверять доводами разума и математических расчетов,
приходит к Богу? Расскажите о своем пути к вере.
Валерий
Фадеев, главный редактор ж-ла «Эксперт»: – Я бы хотел оспорить
замечание относительно материалистичности экономики. Это только кажется,
что здесь только материальные потоки, деньги, нажива.
Ведущий –
протоиерей Алексий Уминский: – Но нас учили по Марксу, что экономика –
это, прежде всего, капитал.
Валерий Фадеев, главный редактор
ж-ла «Эксперт»: – Совершенно верно, но великий предприниматель Генри
Форд, который создал свою великую империю, где крутятся огромные деньги и
работают сотни тысяч людей (вот, казалось бы, символ наживы!), когда еще
не стал миллиардером, писал, мы должны создать машину из лучших
материалов, которые сделают лучшие инженеры, и так, чтобы человек с
приличной зарплатой мог ее купить, чтобы он и его семья могли провести
много счастливых часов на просторах, дарованных нам Господом. Чувствуете,
какая у него была мотивация? Не нажива, а стремление дать людям новые
возможности освоить Богом созданные просторы. И, на самом деле, все
выдающиеся достижения в экономике (а их очень много, ведь за последнее
столетие люди стали дольше жить, лучше питаться, получать лучшее
образование и т.д.), не базировались на идее наживы и получения чистой
прибыли. Экономика, как хозяйственная деятельность, это созидание.
Конечно, всякие люди есть: и филантропы, и спекулянты, и воры. Никто не
отменял тезиса Маркса: «За 300% прибыли капитал готов на любое
преступление». И этот тезис также находит свое подтверждение в жизни. Но,
в основном, экономическая деятельность базируется на идее созидания, на
нравственности.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: –
Т.е. именно занятие нравственной экономикой дало Вам возможность познать
законы духовного мира?
Валерий Фадеев, главный редактор ж-ла
«Эксперт»: – Не совсем так. Я не очень люблю говорить на эту тему, но
сейчас хочу сказать об одном аспекте, очень важном для меня. Я считаю, что
наша принадлежность к России неразрывна с Православием. Если мы считаем
себя русскими (естественно, не в узко этническом смысле), то мы должны
рано или поздно прийти к Православию. Православие и есть на сегодня та
последняя скрепа, удерживающая нашу страну.
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: – Из Вашего рассуждения я так понял, что Вы
связываете между собой понятия духовности и экономики. Скажите, а есть ли
прямая взаимосвязь между экономическим благополучием и развитием страны и
духовным состоянием ее народа? Или же эти вещи никак не соприкасаются?
Валерий Фадеев, главный редактор ж-ла «Эксперт»: –
Бесспорно, они не только соприкасаются, но и нравственная основа
определяет характер экономики в любой стране. Великий экономист Йозеф
Шомпеттер на этом и построил свою теорию экономического развития. Конечно,
там говорится не только о нравственности, но в центре его теории был
предприниматель, который силой своего духа создает новое. Сейчас у нас
модно говорить об инновациях. А откуда они берутся? Из человеческого духа.
Больше просто неоткуда. Экономика, на самом деле, наука не формальная, а
социальная, гуманитарная, предметом ее изучения являются цели, которые
преследует человек, занимаясь хозяйственной деятельностью. С этой точки
зрения, проблема экономики современной России заключается в отсутствии
долгосрочных целей или же они очень туманны, и у нас пока не сложился
достаточно широкий слой людей (в том числе, и в правящем классе), которые
бы сумели своей волей этих целей достичь.
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: – Как с точки зрения науки, системного эксперта
выглядят проблемы: «Церковь и государство», «Церковь и общество»?
Валерий Фадеев, главный редактор ж-ла «Эксперт»: – Конечно,
Церковь отделена от государства.
Ведущий – протоиерей Алексий
Уминский: – По-вашему, это хорошо или нет?
Валерий Фадеев,
главный редактор ж-ла «Эксперт»: – Конечно, да. Другое дело, что между
этими институтами должна быть связь. Она и так уже складывается, причем
достаточно тесная, и я не считаю, что это нехорошо.
Ведущий –
протоиерей Алексий Уминский: – Но со стороны многих людей часто слышны
упреки в том, что отношения Церкви и государства слишком уж близки. Есть
позиция, что Церковь и государство должны быть разделена, и каждый должен
заниматься только своими делами. В частности, не так давно несколько
академиков сетовали на растущую клирикализацию нашего общества. Как,
по-вашему, это, действительно, проблема сегодняшнего
дня?
Валерий Фадеев, главный редактор ж-ла «Эксперт»: – Я
думаю, это проблема не общества, а тех академиков, что написали это
письмо. Они не понимают важности Церкви и относятся к ней как к некоему
архаическому явлению, а это глубокое заблуждение и непонимание главных
трендов, которые сегодня есть в мире, в Европе и, в особенности, в России.
Ведь никому в голову не приходит говорить о том, что некие общественные
организации (к примеру, Общественная палата) влияют на наше государство, и
это плохо, поэтому давайте отделим общественные организации от
государства. Нельзя сводить государство только к бюрократии и менеджменту.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Да, сейчас часто
можно услышать о том, что надо нанять хорошего менеджера, который будет
правильно всем управлять, и всем сразу будет хорошо.
Валерий
Фадеев, главный редактор ж-ла «Эксперт»: – Крайне примитивная теория.
Много лет назад, когда Владимир Путин стал Президентом, он даже написал в
анкете переписи населения, что он по профессии менеджер или управленец. Но
потом он отказался от этой идеи, потому что идея государства как
обслуживающего института для граждан не работает. Она не работает в
наиболее демократически развитых странах, а уже тем более не будет
работать у нас. И хорошо, что это так.
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: – Вы член Общественной палаты при Президенте России
и являетесь одним из ее создателей. В нее входят известные люди. Она
существует уже несколько лет. Предполагается, что к ее голосу должен
прислушиваться Президент. Что-то удалось сделать за это время?
Валерий Фадеев, главный редактор ж-ла «Эксперт»: – И
Президент Путин, и Президент Медведев прислушиваются к нашим
рекомендациям. Еще не будучи Президентом, Дмитрий Анатольевич встречался с
группой представителей Общественной палаты, и между нами состоялся долгий
и серьезный разговор. Общественная палата вообще на глазах набирает силу.
Если первый созыв был несколько вялым, то уже со второго созыва все стало
очень серьезно. Сам Президент Путин призывал Общественную палату как можно
активнее обсуждать проблемы развития страны. Не проблемы институтов
гражданского общества или отдельных аспектов развития гражданского
общества, а именно стратегические проблемы развития страны. Скажем, речь
идет о социально-экономической стратегии развития-2020. Поскольку сегодня
в России очень мало политических сил и людей, которые в состоянии внести
глубокий и конструктивный вклад в такое обсуждение, Общественная палата
имеет очень важное значение. Ведь мы еще не нащупали путь развития страны,
даже стратегия-2020 – всего лишь некий образ туманных целей. Мы пока
только отказались от идеи догоняющей модернизации (у нас ведь много
десятилетий доминировала идея, что мы должны кого-то догнать), и теперь мы
рисуем образ собственной страны таким, каким мы хотим ее видеть через 10,
20 или 50 лет, но здесь мы еще очень слабы и плаваем.
Ведущий –
протоиерей Алексий Уминский: – Это все понятно, но всегда казалось,
что Общественная палата при Президенте страны – это голос совести или
голос народа, который призван говорить о том, что необходимо поменять. Мы
все время сталкиваемся с растлевающим воздействием массовой культуры на
сознание целых поколений, с тем, что массовая культура является страшным
воспитателем для подростков, которые уже скоро станут гражданами нашей
страны и будут строить ее будущее. Можно ведь сколько угодно объявлять
годы семьи, годы ребенка, но если постоянно идет агрессивная реклама
безнравственности, то все это будет бесполезно. Способна ли Общественная
палата что-либо сделать для предотвращения распространения
безнравственности?
Валерий Фадеев, главный редактор ж-ла
«Эксперт»: – Способна, но здесь есть два аспекта: репрессивный,
ограничивающий нежелательное влияние, и воспитательный. Последний – более
сложный.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Но ведь
Общественная палата занимает ту нишу, которую до нее еще никто не занимал,
и Вы сказали о том, что Президент вас слышит. Что-нибудь для ограничения
распространения влияния массовой культуры вы делаете
сейчас?
Валерий Фадеев, главный редактор ж-ла «Эксперт»: –
Это очень тонкий вопрос. Сказать о том, что мы готовим какие-либо
ограничения цензурного характера нельзя. Я считаю, что решение должно
приниматься добровольно.
Ведущий – протоиерей Алексий
Уминский: – Но ведь и Общественное мнение должно готовиться, должны
быть какие-то акции, определенное умонастроение, что-то надо доводить до
сведения Президента, что-то должно говориться и самим Президентом. Люди
должны быть уверены, что их услышат через Общественную палату.
Валерий Фадеев, главный редактор ж-ла «Эксперт»: –Я с Вами
согласен. Сейчас могу сказать о том, что в ближайшее время на телевидении
будут происходить серьезные процессы.
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: – У нас есть звонок от телезрителей.
Алло!
Телезритель: – Здравствуйте! Меня зовут Владимир. У
меня вопрос к господину Фадееву. Скажите, пожалуйста, почему у нас в
России провозглашается свобода совести, а атеизм все равно имеет
определенные преимущества перед другими вероучениями, в частности, в
образовании?
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: –
Спасибо за Ваш вопрос. Наверное, имеется в виду дискуссия, которая
развернулась вокруг преподавания Основ православной
культуры.
Валерий Фадеев, главный редактор ж-ла «Эксперт»: –
Здесь сказывается, во-первых, традиция, ведь совсем недавно мы жили в
стране, в которой атеизм не только доминировал, но и был провозглашен
единственно верным. Надо очень хорошо понимать, что процессы, которые мы
обсуждаем, разворачиваются на протяжении десятилетий и столетий. Хочу
обратить внимание телезрителей, что той атеистической страны уже нет, а
Православная Церковь есть, и она существует в нашей стране уже 1020 лет.
Второе, – есть очень мощное доминирование современной западной парадигмы,
что очень сильно влияет на нас. Мы же открытая страна, и никуда от этого
доминирования деться не можем. Это доминирование начало складываться на
Западе еще в XIX в., когда европейцы фактически отказались от собственных
христианских основ: от основ своего общества, государства и, в некотором
смысле, собственной истории.
Ведущий – протоиерей Алексий
Уминский: – А мы этого еще не отказались ли? Наша политическая элита,
бизнес-элита понимают ли, что наследуют великую православную культуру, ее
духовные традиции? Люди, которые сейчас стоят у руля, способны
воспринимать православное наследие и вести страну в будущее в русле нашей
традиции?
Валерий Фадеев, главный редактор ж-ла «Эксперт»: –
Отец Алексий, Вы сейчас говорите об очень важных вещах, ведь если у страны
нет нравственной основы, тогда ее просто не существует. Я думаю, что среди
нашей элиты, несмотря на ее коррупцию, бездарность и бестолковость, сейчас
есть очень много достойных людей, которые об этом много думают и понимают,
что ни в коем случае нельзя потерять наши основы. Мы ведь не Запад, и
встроиться в европейскую цивилизацию мы не сможем. Мы сможем быть лишь
самими собой, сохранить свою идентичность, а наша идентичность, конечно,
православная.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – А
как Вы считаете, вера ограничивает ли интеллектуальную свободу и вообще
свободу человека?
Валерий Фадеев, главный редактор ж-ла
«Эксперт»: – Ответ – в Писании: «И познаете истину, и истина сделает
вас свободными» (Ин. 8: 32). Нет никакого противопоставления свобод в
бытовом смысле, интеллектуальной свободы и веры. Я знаю много серьезных
ученых, которым вера никак не мешала.
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: – Спасибо, Валерий Александрович, за то, что Вы
пришли к нам на передачу. А сейчас пришло время нашей постоянной рубрики
«Московские святыни».
|
|
|
|
 |
|
|
Лобное место (фото -
www.kreml.by.ru) |
|
 |
|
Рубрика «Московские
святыни»
В Москве на Красной площади напротив Спасских ворот
рядом с собором Василия Блаженного возвышается знаменитое Лобное место.
Предполагают, что построено оно было в первой половине XVI в., а название
его, скорее всего, происходит от слова «взлобье» - покатый
берег.
Многие и сегодня уверены, что в старину на Лобном месте
производились казни. Это неверно. Степана Разина, непокорных бояр,
неверных стрельцов казнили не на самом Лобном месте, а на значительном от
него расстоянии на специально возведенном деревянном помосте.
Лобное место называли еще «Царевым». С него обращались к народу
цари и Патриархи, отсюда зачитывали царские указы, объявляли о начале
войны и заключении мира, а в Вербное воскресенье Патриарх поднимался на
Лобное место, раздавал освященные вербы царю и боярам и дальше ехал верхом
на осле, символизируя вход Господень в Иерусалим.
В летописи
Лобное место впервые упоминается в 1547 г., когда царь Иоанн Грозный,
потрясенный страшными московскими пожарами, торжественно перед выборными
всей земли Русской здесь, на Лобном месте, пригласил себе «помощником и
любви поборником» Митрополита Макария.
В июне 1606 г. в Москву из
Углича были перенесены мощи царевича Димитрия, но прежде, чем внести в
Кремль, их поставили на Лобном месте. Тысячи людей пришли тогда
поклониться им, и многие исцелились.
Лобное место свидетель многих
драматических событий российской истории. Отсюда в 1598 г. Василий Шуйский
просил народ избрать на царство Бориса Годунова. Здесь москвичи признали
Лжедмитрия царем, а потом сюда же перенесли его обезображенный труп. И
отсюда в 1612 г. князь Дмитрий Пожарский провозгласил освобождение Москвы
от польских интервентов. В 1613 г. с Лобного места возвестили народу об
избрании царем Михаила Федоровича Романова. А в 1812 г. на Лобном месте
отслужили водосвятный молебен, дабы освятить древний благочестивый град,
оскверненный пребыванием в нем врага нечестивого.
Лобное место
потеряло свое значение при Петре I, который перенес столицу из Москвы в
Петербург.
В 1919 г. здесь был установлен памятник трудящимся,
впоследствии демонтированный.
Сегодня Лобное место так же
неотделимо от исторического облика Москвы, как собор Василия Блаженного,
Кремль и сама Красная площадь
* * *
|
|
|
|
 |
|
|
И.С.Чичуров |
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий
Уминский: – В начале этой недели пришла печальная весть. 4 июля
скончался известный историк профессор заведующий кафедрой древних языков
исторического факультета МГУ и кафедрой истории Древней Церкви
Свято-Тихоновского гуманитарного университета, многолетний член
научно-редакционного совета по изданию «Православной энциклопедии» Игорь
Чичуров. Наша программа выражает соболезнование родным и близким Игоря
Сергеевича и всем людям, с кем он трудился, кому передавал свои знания.
Наша программа подошла к концу. Ее электронную версию Вы всегда
найдете на нашем сайте «Седмица.ру». Там же Вы узнаете много интересного
из религиозной жизни всего мира. Через неделю мы встретимся снова. И
отправимся в Киргизию. Вы узнаете о том, как живут православные в этой
стране, мы расскажем Вам о православных святынях этой древней земли. Всего
Вам доброго! Храни Вас, Господь!
|