Телепрограмма «Православная энциклопедия»
(Прямой
эфир на канале ТВЦ 14.06.08)
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: – Здравствуйте. В прямом эфире «Православная
энциклопедия». Сегодня мы хотим поговорить с вами о том, какими должны
быть отношения между священником и прихожанами. Какие проблемы прихожанин
должен обсуждать со священником, а что должен решать самостоятельно. В чем
состоит послушание? Имеет ли право мирянин принимать решения
самостоятельно, или ему необходимо брать благословение у священника на
каждый шаг своей жизни? Как найти духовника и насколько это необходимо?
Эти и другие вопросы мы сегодня обсудим в прямом эфире с нашим гостем,
настоятелем храма святых Косьмы и Дамиана протоиереем Феодором Бородиным.
И постараемся вместе с ним ответить на них. Звоните, задавайте вопросы,
делитесь своими переживаниями, и своим опытом. Телефон прямого эфира
789-30-30. А пока Вы готовитесь к беседе, новости православной жизни.
|
|
|
|
 |
|
|
Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru |
|
 |
|
Сюжет: Годовщину со Дня интронизации Святейшего Патриарха
Алексия
10 июня Русская Православная Церковь отметила 18-ю
годовщину со Дня интронизации Святейшего Патриарха Алексия. В этот день
Его Святейшество совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя.
За годы первосвятительского служения Алексия II в Русской Церкви открылись
десятки тысяч храмов, сотни монастырей. Миллионы людей пришли к вере. Год
назад при активном участии Святейшего Патриарха состоялось Воссоединение
Русской Церкви, разделенной многие десятилетия.
Святейший
Патриарх Алексий: – Мы верим в то, что Господь благословит нашу
Церковь единством, которое всем нам надо укреплять и сохранять.
Сюжет: Крестный ход «Под звездой Богородицы»
Восемь
крестных ходов, участников международной акции «Под звездой Богородицы»,
соединились в Москве. Паломники из Владивостока, Барнаула, Архангельска и
многих других регионов России несколько месяцев шли ко Храму Христа
Спасителя с Державными иконами Божией Матери. Маршрут крестного хода из
Иерусалима проходил через Украину. По пути его участники собрали больше 15
тысяч подписей в защиту единства Русской и Украинской Православной Церкви.
|
|
|
|
 |
|
|
Крестный ход "Под звездой
Богородицы" |
|
 |
|
Павел Буцай, координатор крестного хода «Иерусалим-Москва»: –
Это праздник, это Милость Божия, что все ходы дошли сюда и соединились,
такого раньше не было. В мире не было таким масштабных крестных ходов».
В Храме Христа Спасителя участников крестных ходов встречал
Святейший Патриарх. Алексий II возглавил благодарственный молебен и
поздравил всех с юбилеем главного храма страны.
Святейший
Патриарх Алексий: – Завершается крестный ход в день 125-летнего юбилея
со дня освящения первого Храма Христа Спасителя. С праздником!
Сюжет: Презентация проекта «История письма в России»
«История письма в России» - так называется уникальный проект,
который был представлен в эти дни в Государственном архиве России. Его
авторы объединили вместе информацию из библиотек, музеев и архивов нашей
страны. На одном компакт-диске собраны сведения и иллюстрации по истории
отечественного слова: от появления письменности на Руси и первых русских
азбук до самых современных технологий. Здесь можно увидеть, как выглядят
такие древние святыни как «Остромирово Евангелие» и «Новгородская
Псалтырь» и многие другие редкие книги.
|
|
|
|
 |
|
|
Музыкальный фестиваль "Живая старина" у
стен Ростовского кремля |
|
 |
|
Сюжет: Фестиваль «Живая старина»
Фестиваль старинной
музыки «Живая старина» уже в шестой раз проходит в Ростовском Кремле. В
эти дни сюда приезжают любители русского фольклора из самых разных
регионов. А в этом году в рамках большого фестиваля прошел и детский
концерт, в котором участвовали больше десяти коллективов народной музыки
из Москвы и Петербурга, Тулы и Петрозаводска, Ростова и Варницы. Самым
маленьким участникам – из дома ребенка в Петровске – всего четыре-пять
лет. Они вызвали в зале настоящую овацию. А ребята постарше выступали как
настоящие артисты.
Второй детский фестиваль «Живая старина»
завершился, а его участники уже готовят новую программу, которую покажут в
Ростове будущим летом.
***
Напоминаю о том, что
сегодня в прямом эфире я отвечаю на Ваши вопросы. Тема нашей беседы:
священник и прихожанин. Как должны строиться отношения в приходе. Мы ждем
ваших звонков, ваших вопросов на эту тему. Делитесь своими переживаниями,
и своим опытом. Номер телефона в студии: 789-30-30. Мы попросили одного из
известных и авторитетных московских духовников, протоиерея Владимира
Волгина рассказать о своем взгляде на эту проблему.
|
|
|
|
 |
|
|
Храм Софии Премудрости Божией |
|
 |
|
Сюжет: Приход отца Владимира Волгина
В самом центре
Москвы, напротив Кремля стоит храм Софии – Премудрости Божией. Среди его
прихожан есть ученые и военные, политики и люди творческих профессий.
Практически все здесь имеют высшее образование. Но это единственное
отличие от других приходов с налаженной жизнью церковной общины: здесь так
же молятся, исповедуются, причащаются. И так же стремятся больше
поговорить с батюшкой, и учатся отделять случайное от действительно
важного.
Протоиерей Владимир Волгин настоятель храма святой
Софии – Премудрости Божией: – Благословите пойти в магазин… Не надо
спрашивать благословения на повседневные дела – все равно, что спящий бы
сказал: благословите проснуться и встать.
В этом приходе у каждого
есть свое дело. Отец Владимир помогает людям понять, что изменить в своей
жизни, и чем помочь другим. Ведь наше спасение напрямую зависит от нас
самих. И каждый шаг навстречу тем, кто нуждается в помощи – это шаг на
пути ко Христу.
Борис Манвелидзе, прихожанин храма святой Софии
– Премудрости Божией: – Мы можем многое очень делать. Вопрос в том,
чтобы это узнать и организовать. Община складывается из этого – когда мы
начинаем таскать трудности друг друга. Конечно, не всем двигать «огромные
камни», кто-то может просто отнести просфору больному. Как я сегодня.
Причем я знаю, он не ждет ее и будет счастлив.
У каждого в Церкви
есть свое призвание: не только у священников, но и у мирян. По мнению отца
Владимира, смысл послушания и состоит в том, чтобы исполнить это
призвание.
Протоиерей Владимир Волгин настоятель храма святой
Софии – Премудрости Божией: – Сначала призыв Христа – будьте светом
для мира и солью для земли. Это призыв не только к священникам, иерархам
Церкви, но и ко всем христианам. Как говорил преподобный Серафим Саровский
– Стяжите Духа Святого! Вот что должен делать каждый христианин, каждый из
нас!
|
|
|
|
 |
|
|
Протоиерей Владимир Волгин |
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Напоминаю о том, что
сегодня в прямом эфире я отвечаю на Ваши вопросы. Тема нашей беседы:
священник и прихожанин. Как должны строиться отношения в приходе. Мы ждем
ваших звонков, ваших вопросов на эту тему. Делитесь своими переживаниями,
и своим опытом. Номер телефона в студии: 789-30-30. Наш гость сегодня
настоятель храма святых Косьмы и Дамиана протоиерей Феодор Бородин.
Здравствуйте, отец Феодор! У нас уже есть первый звонок.
Телезритель: – Я попросил священника из нашего прихода,
чтобы он стал мне духовным отцом, но он мне отказал, что мне делать? У нас
других церквей нет поблизости, и я остался в недоумении.
Протоиерей Феодор Бородин: – Мне кажется, что отношения со
священником-духовным отцом должны складываться достаточно долго. И бывает
так, что незнакомый священнику человек подходит к нему и говорит: «Будьте
моим духовником». Священник говорит: «Давайте познакомимся. Походите,
посмотрите». Если Вы будете достаточно долго ходить к этому священнику то,
эти отношения сложатся сами собой. Я думаю, именно поэтому батюшка и
отказал.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Отец
Феодор, как Вы считаете, каждый верующий должен иметь духовника? Или его
жизнь может быть нормальной, цельной и без духовника?
Протоиерей Феодор Бородин: – Наверно, все-таки нет. Я
слышал такое мнение: сирота может жить хорошо, но ему многое недоступно,
по сравнению с человеком, которого воспитывали отец и мать. И если человек
живет без духовника, то какая-то ущербность в его духовной жизни все-таки
будет, хотя это и не является препятствием на пути в Царствие Небесное.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Духовник – это
тот, кто помогает человеку встать на ноги, но не живет за него духовной
жизнью.
Протоиерей Феодор Бородин: – Эти отношения можно
сравнить с отношениями в семье: цель отца и матери – не прожить жизнь за
ребенка, не подчинить его волю себе, а подготовить его к взрослой
самостоятельной жизни, когда человек принимает решения и за них несет
ответственность.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: –
Я, пожалуй, с Вами не соглашусь. Бывает много случаев, когда человек
просто не может найти себе духовного отца. Мы живем в большом городе, где
много храмов, священников и всегда можно выбрать, познакомиться, наладить
отношения с человеком опытным, душой созвучным по духовному устроению. А
бывает в деревне есть храм, где служит один священник, и его в духовники
себе не выберешь, он естественным образом является настоятелем прихода, и
настоятелем всех людей которые в храм приходят. Можно ли его считать
духовником или это уже другие отношения? Я думаю, отношения прихожанина и
священника, который принимает у него исповедь – это уже духовные
отношения. И настоятель в приведенном случае является духовником своих
прихожан.
Протоиерей Феодор Бородин: – Мне кажется, задача
священника, чтобы эти отношения постепенно переросли в то, что прихожанин
относился к нему как к духовному отцу, старшему брату. Все перед Богом –
братья и сестры, просто кто-то более опытный. Это цель настоящего
духовничества – возрастить человека.
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: – У нас есть еще звонок.
Телезрительница: – Здраствуйте. Меня зовут Светлана. Когда
мне было 18 лет, я приняла христианство. Мои родители – другого
вероисповедания. Когда они стали приходить в мечеть, их не пускали,
говорили, что они плохо воспитали свою дочь. Я не знаю, как мне быть.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Вы после крещения
ни разу не исповедовались и не причащались?
Телезрительница: – Нет.
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: – Вы с родителями общаетесь?
Телезрительница: – Общаемся, но говорят, что может какое-то
проклятье быть, хотя я в это не верю.
|
|
|
|
 |
|
|
Протоиерей Феодор Бородин |
|
 |
|
Протоиерей Феодор Бородин: – Вам 18 лет уже исполнилось, и Вы
можете принимать самостоятельные решения и в духовной жизни. Вам надо
ходить в храм, исповедоваться и причащаться. Господь Вам поможет, поможет
и отношения родителями наладить. Они должны уважать свободу Вашего выбора.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Я так понимаю,
отношения у Светланы с родителями остались доверительными и нормальными.
Это не удивительно, что когда Вы делаете такой серьезный шаг в своей
жизни: выбираете Веру Христову и приходите в Церковь ко Христу с Вами
могут случиться такие тяжелые жизненные обстоятельства, которые будут
заставлять Вас сделать настоящий, серьезный выбор. Не бойтесь этого, Вы
познали Истину во Христе, увидели, что Господь Иисус Христос – истинный
Ваш Отец, поэтому продолжайте шаги ко Христу так, как Вы уже сделали
первый шаг. После Крещения приходите в храм: хотите к отцу Феодору, в храм
Косьмы и Дамиана на Маросейке или ко мне, адрес нашего храма Хохловский
пер. д.12 это близко от храма отца Феодора, центр Москвы. Мы с
удовольствием с Вами побеседуем, примем Вас на исповеди и постараемся
помочь Вам добрым советом.
Мы не случайно позвали в гости отца
Феодора. При его храме уже не первый год работает духовно-просветительский
центр. И там каждый на своем месте – и священник, и прихожане.
Сюжет: Центр свт. Иоанна Златоуста
Мы приехали в
Златоустовский центр в четверг, обычный будний день. Оказалось, что этим
вечером здесь пройдут сразу три события. Просмотр фильма о праведном
старце Алексие Мечеве, экскурсия в храм святителя Николая в Клениках, и
встреча со священником в клубе «Самовар». Ну и конечно, общение с теми,
кто тебе интересен – пожалуй, это главная причина, по которой сюда
приходят люди.
Мария Балашова, координатор клуба православных
встреч «Самовар»: – Сюда приходят и новоначальные и неверующие,
постепенно приходят мужья, жены, дети. У нас есть семьи, которые начались
с паломнических поездок и концертов в этом центре».
Молодежный
клуб «Самовар» появился всего месяц назад. Первыми сюда пришли те, кого
принято называть «трудными подростками» - на самом деле, обычные ребята,
которые стремятся больше узнать о вере. И задают прямые вопросы.
Вопрос: – Мне важно понять, какое Богу дело до того, как мы
живем, грешим мы или нет?
Отвечает священник Алексий
Агапов: – Христос говорит о грехах, которые делают нас несчастными. Мы
этого не знаем, а Он пытается нас уберечь от того, чтобы мы были
несчастны.
Как жить по-православному, если тебя не понимают ни
родители, ни ровесники? Ответ на этот вопрос волнует не только самих
ребят, но и тех, кто приходит сюда, чтобы помочь им обрести свою веру.
Мария Балашова, координатор клуба православных встреч
«Самовар»: – Кто-то придет в Церковь, и возможно даже быстрее, чем
собирался. А кто-то старушку переведет через дорогу, или придержит дверь в
метро. Мне кажется, что все, что мы делаем для ребят, откладывается в
копилку.
***
Напоминаю о том, что сегодня в прямом
эфире мы с нашим гостем отцом Феодором Бородиным отвечаем на ваши вопросы.
Тема нашей беседы: священник и прихожанин. Как должны строиться отношения
в приходе. Мы ждем ваших звонков, ваших вопросов на эту тему. Номер
телефона в студии: 789-30-30. Я слушаю вас.
Телезрительница: – У меня в прошлом году погиб мой
15-летний сын, его сбил пьяный водитель. Батюшка сказал, что это –
расплата за мои грехи. Мне очень тяжело с этим жить.
|
|
|
|
 |
|
|
Протоиерей Алексий Уминский |
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – К сожалению,
встречаются такие священники, которые лучше бы за порог храма не пускать.
Вроде того, который Вам сказал такие страшные, ужасные вещи. Такое бывает
в нашей жизни, что от тех, кто носит крест и рясу, от тех, кто призван
свидетельствовать, что Бог есть Любовь, высшее Милосердие и Жизнь, человек
может услышать не слова любви и утешения, а такие жуткие страшные,
фарисейские вещи, которых Вы в Евангелии никогда не найдете. Не принимайте
этого, это не так: мы не платим за наши грехи жизнью и смертью наших
детей.
Протоиерей Феодор Бородин: – Господь видит судьбу
каждого человека, Он видел судьбу Вашего сына и взял Его к себе тогда,
когда он был ближе всего к Небу. Пройдет время, и Вы с ним встретитесь и
сейчас это человек, который прожил самую чистую часть жизни – отрочество.
Он – Ваш молитвенник. Здесь у нас нет ответов на вопросы: «Почему?»,
«Почему именно с ним?», «Почему именно с Вами произошла такая беда?».
Наверно, когда мы будем там, мы все поймем. Мы поймем, что Господу он
нужен был там. Мы пока не знаем, что там делают люди, попадающие в
Царствие Небесное. Когда Вы будете стоять перед Господом, Вы поймете, что
Он был прав. И, как мне это не страшно сейчас Вам говорить, будете Ему
благодарны. А пока просто молитесь о его упокоении, и Вы будите находить
утешение в этой молитве, и ему будет радость.
Ведущий –
протоиерей Алексий Уминский: – У нас есть еще звонки, мы слушаем Вас.
Телезрительница: – Существует ли разница между понятиями
духовник и духовный отец?
Ведущий – протоиерей Алексий
Уминский: – Я думаю, духовником мы можем назвать любого внимательного,
вдумчивого священника, который принимает нашу исповедь и дает нам духовные
советы. Любой священник, принимающий исповедь, говорит не от себя, а от
опыта Церкви, Священного Писания, канонов, догматов нашей Святой Церкви.
Касательно духовного отца, то эти отношения, которые должны
сложиться после долгого пути узнавания и самораскрытия. Мне кажется, и
духовный отец должен раскрываться перед своими прихожанами, и духовные
чада должны быть совершенно открыты и доступны для своего духовного отца.
Протоиерей Феодор Бородин: – Должны измениться от простого
узнавания отношения священника к прихожанину, и меняется оно так:
священник часто видит человека, принимая его на исповеди начинает за него
молиться и его просто любить, слово «отец» предполагает любовь. Священник
начинает любить этого человека и ему сопереживать, он начинает за него
молиться и душа его трепещет за все что с этим человеком происходит: если
беда, то больно. И в начале передачи прозвучал вопрос об ответственности
священника за духовный путь его чада, то эти слова должны звучать не
формально, а как со взрослым сыном, дочерью, у пожилых родителей. Они
корят себя, даже если это был его выбор, их ошибки становятся ранами на их
сердце. Когда такие отношения складываются, то это – отношения духовного
отца и его чада. С другой стороны человек должен полюбить священника как
старшего брата. Эти отношения чрезвычайно крепки. Мирянин должен пройти
этап очарованности: понять, что священник – это тоже слабый человек, тоже
грешный, превозмочь накатившееся разочарование и раскрыть для себя
священника как того, кого дал Господь, который просто любит и молиться за
него.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Я благодарю
вас отец Феодор за то, что вы приняли участие в нашей программе. Эта тема
поднимает очень много вопросов, конечно, ответить на все просто
невозможно.
***
Часто христиане воспринимают себя
только так пасомое стадо, безынициативное и безответственное, забывая
слова апостола Петра, который говорил «вы царственное священства, народ
избранный», обращаясь ко всем христианам. Вот что по этому поводу сказал
митрополит Сурожский Антоний: «Что такое цаpственное священство? в этом
смысле всякий верующий в Цеpкви является священником, то есть человеком,
который освящает тварь, который делает ее святой, что значит – Богу
посвященной и пpонизанной Божественной благодатью. Это призвание каждого
христианина, не только священника. И мирянин – это не только человек,
который живет "в миру", это человек, котоpый Хpистом послан в миp для
того, чтобы все, к чему он пpикоснется, сделать святыней: он священник в
этом отношении».
Наша программа подошла к концу. Ее полную версию
вы можете найти на сайте Седмица.ру, где всегда помещаются самые последние
новости жизни русской Православной Церкви, а также религиозные новости со
всех концов света. В следующий раз мы расскажем об одном из древних
Московских монастырей – Новоспасском, о его святынях, о прошлом и
современной жизни обители. Я прощаюсь с вами и желаю всего доброго. Храни
Вас Господь!
|