Телепрограмма «Православная
энциклопедия»
(Прямой эфир на канале ТВЦ
15.03.08)
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: –
Здравствуйте. В прямом эфире «Православная энциклопедия». Зачем человеку
исповедь? Этот вопрос чаще всего волнует людей, не имеющих опыта участия в
церковных таинствах. Им кажется странным, что человек, вместо того, чтобы
стремиться стать еще более успешным и счастливым, ищет в себе недостатки,
обвиняет себя в грехах. Им непонятно, чем отличается исповедь от
задушевного разговора с близким человеком, или от сеанса психотерапии. Но
и те, кто уже не первый год живет церковной жизнью, зачастую воспринимают
исповедь как формальную необходимость, без которой нельзя причащаться. Так
зачем нам исповедь? Об этом мы будем говорить с вами в ближайшие полчаса в
прямом эфире нашей программы. Звоните, задавайте вопросы, делитесь своими
переживаниями, и своим опытом. А я постараюсь на Ваши вопросы ответить.
Телефон прямого эфира 789-30-30. А пока Вы готовитесь к беседе, новости
православной жизни.
|
|
|
|
 |
|
|
Книжная выставка-ярмарка "Книги
России" |
|
 |
|
Сюжет: Книжная выставка-ярмарка «Книги России».
Во
Всероссийском выставочном центре открылась 11-я национальная выставка
«Книги России». В этом году, объявленном Годом семьи, здесь особенно много
детских книг. Широко представлены и новинки православной литературы. Новые
издания богослужебных книг, творения отцов Церкви, и красочные книги для
маленьких христиан. Из Крыма на выставку привезли новый том книжной серии
«Православные монастыри», целиком посвященный святым местам древней
Тавриды. В книгу вошли история и описание 13-ти крымских монастырей, среди
которых есть и обители, основанные полтора тысячелетия назад.
|
|
|
|
 |
|
|
Валерий Исаев |
|
 |
|
Валерий Исаев, издатель книги «Монастыри Крыма»: – Мы пережили
страшный период истории. В Крыму не сохранилось ни одного монастыря – так
было еще 20 лет назад. Фактически, то, что есть – воссозданные святыни, но
они восстановлены на руинах, намоленных столетиями и даже тысячелетиями.
По традиции, выставка «Книги России» открывает новый сезон для
любителей чтения. В этот раз здесь представлено около ста тысяч книг.
|
|
|
|
 |
|
|
Фото Александра Фоменко |
|
 |
|
Сюжет: Фотовыставка «Православная планета» в Доме
журналистов.
В фойе Центрального дома журналиста открылась
выставка работ московского фотохудожника Александра Фоменко. «Православная
планета» - так назвал ее автор. Репортаж и портрет, пейзаж и жанровая
фотография – все эти работы Александр привез из своих многочисленных
экспедиций по местам православных паломничеств. Израиль, Палестина,
Иордания, Египет – каждая фотография по-своему рассказывает о вечных
истинах.
Александр Фоменко, фотохудожник: – На каждом из
этих мест происходили святые события: пророчество Иоанна Крестителя,
Преображение Спасителя и Его Воскресение. Именно поэтому выставка
называется «Православная планета.
Есть на фотоработах Александра и
Россия: вот этот кадр снят в пещерах Псково-Печерского монастыря, а это –
пасхальная всенощная в одном из старинных Московских храмов. Выставка в
Доме журналиста будет открыта до начала апреля.
|
|
|
|
 |
|
|
Фото Александра Фоменко |
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Великий Пост – это
время покаяния. И главным призывом к покаянию в эти дни в храмах звучит
Покаянный канон Андрея Критского. Вся священная история проходит перед
нами как история души, страдающей, кающейся и надеющейся на спасение.
|
|
|
|
 |
|
|
Покаянный канон прп. Андрея
Критского |
|
 |
|
Сюжет: Великий Канон Андрея Критского.
Первые четыре
вечера Великого поста во всех православных храмах читают Покаянный Канон
Андрея Критского. Еще один раз его читают в среду на пятой неделе –
полностью.
Автор этого канона святитель Андрей жил в VIII веке и
был архиепископом Крита. До семи лет он был немым и заговорил только после
причастия. На Крите святитель Андрей строил величественные храмы, окормлял
приюты и богадельни. Еще при жизни по его молитвам совершались чудеса.
Святой Андрей написал много молитв. Но самое главное его сочинение, – это
Великий канон, состоящий из 250 песен. Духовная история мира проходит
перед нами в сюжетах греха и покаяния. Падение Адама и убийство Авеля
Каином, покаяние царя Давида и раскаяние евангельского мытаря – множество
историй из Священного Писания святитель Андрей Критский соединил в одну,
которая касается каждого верующего. И Великий Канон ведет нас непростым
путем раскаяния из глубины греховной тьмы навстречу Светлому Христову
Воскресению.
|
|
|
|
 |
|
|
Храм на о. Крит |
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Напоминаю о том, что
сегодня в прямом эфире я отвечаю на Ваши вопросы. Тема нашей беседы: зачем
нужна исповедь. Мы ждем ваших звонков, ваших вопросов на эту тему.
Делитесь своими переживаниями, и своим опытом. Номер телефона в студии:
789-30-30. У нас уже есть первый звонок.
Телезрительница: –
Если я некогда совершила грех, но после каялась о нем в молитве и не
чувствую более тягости от него на душе, нужно ли еще каяться о нем на
исповеди?
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Многие
люди полагают, что достаточно в сердце своем или дома перед святыми
иконами покаяться перед Богом в своем грехе и этого достаточно. Этого, к
сожалению, не достаточно. Грех мы можем представить себе как некую
болезнь, когда человек ощущает свою болезнь, он ею мучается, страдает.
Когда человек болеет, он идет к врачу. Вы поняли свой грех – это
замечательно, вы искренне в нем раскаялись – это также необходимо для
покаяния, но теперь надо этот грех уврачевать, исцелиться от него. Свободу
от греха подает исповедь как таинство. В этом таинстве человек перед
священником, не стыдясь, а священник являет здесь образ Церкви, кается в
своих грехах, а священник свидетельствует перед Богом об искренности,
истинности этого покаяния. Господь прощает человека, даже не просто
прощает, но подает ему силы и благодать Духа Святого для того, чтобы с
этим грехом бороться и этот грех больше никогда не повторять. Поэтому, я
Вам очень советую, может быть даже сегодня вечером или завтра утром, пойти
в храм и свой грех исповедовать.
Телезритель: – В городе,
где я живу, храм находится далеко, и для больных людей нет возможности
добраться до него, чтобы исповедоваться, креститься и другие таинства
совершить. Как быть таким людям?
|
|
|
|
 |
|
|
Протоиерей Алексий Уминский |
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – В этом случае, Вам надо
позвонить в церковь и священник приедет к больному на дом, исповедает его
и причастит.
Телезрительница: – Я сделала аборт, и покаялась
батюшке на исповеди, а он сказал, что за этот грех мне надо каяться на
каждой исповеди. Я начала так делать, но другие батюшки мне говорили: «Вы
же уже каялись в этом», я же чувствую, что мне надо как-то искупать свой
грех.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Нет таких
грехов, которые было бы невозможно искупить. Тот грех, о котором Вы
говорите – это тяжелый грех, Вы и сами это знаете и я дальше не буду об
этом говорить. Все мы должны знать, что нет такого греха, который бы не
покрыло милосердие Божие, нет такого греха, который не мог бы быть
исправлен, прощен и искуплен человеком. Только грех нераскаянный, только
грех, который человек не желает исправлять, остается на нем. Тот грех о
котором Вы говорите, у Вас есть искреннее покаяние, настоящее желание его
исправить, конечно, постоянно его на исповеди называть не надо, но
сохранить в себе покаянное чувство, желание каким-то образом этот грех
загладить добрыми делами, милостыней, молитвами, конечно, необходимо. В
этом смысле, чувство покаяния у Вас должно быть сохранено до конца своих
дней.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Жития святых
рассказывают, как искреннее покаяние меняет человека. Разбойник становится
монахом, князь-язычник превращается в апостола, гонитель христиан
проповедует Евангелие. Для кого-то это выглядит как сказка. Но мы знаем,
что истинное покаяние не может не изменить человека.
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
 |
|
Сюжет: Покаяние не может не изменить.
Сергей Николаевич
еще несколько лет назад был офицером. Когда вышел в отставку, с ним
случилась беда. Пять с лишним лет он провел в тюрьме. По навету. Первые
три года он молился об одном: чтобы Господь послал ему священника для
исповеди. И это чудо произошло. А за ним и другое: Сергей Николаевич стал
старостой церковной общины в колонии. И не раз и не два он видел, как в
самых страшных условиях исповедь может изменить, даже преобразить
человека.
|
|
|
|
 |
|
|
Сергей Рабко |
|
 |
|
Сергей Рабко: – Быть человеком очень трудно: в камере рядом с
тобой тридцать пар внимательных глаз, и они следят за каждым твоим словом
и каждым жестом. И помочь в этом человеку может только раскаяние – он уже
начинает быть, а не казаться.
В России сейчас около миллиона
заключенных. И каждый десятый из них – верующий. Зачастую, именно в тюрьме
многие впервые встречаются с верой. На свободе такой человек и не
задумался бы о том, чтобы помолиться или зайти в храм. А в тюрьме встреча
со священником приводит к раскаянию тысячи человек. Вот это рисунки
заключенных – такой они увидели свою исповедь.
|
|
|
|
 |
|
|
о. Александр Добродеев |
|
 |
|
Священник Александр Добродеев, заведующий сектором Синодального
отдела по взаимодействию с правоохранительными учреждениями: – Они
рисуют своего любимого батюшку с такими добрым чертами, с таким светлым
лицом, что это самое прямое доказательство преображения этого человека,
который рисует, после исповеди. Это факт, который нельзя опровергнуть.
Эти картины тоже нарисовали заключенные. И эту икону
Благоразумного разбойника. Конкурс «Не числом, а смирением» собрал больше
двух тысяч работ – они несовершенны, но сколько в них света и радости!
Священник Александр Добродеев, заведующий сектором Синодального
отдела по взаимодействию с правоохранительными учреждениями: –
Человеку хочется чуда. Сейчас время благодатного Поста. И главное чудо,
которое может произойти в жизни каждого – это пойти и попросить прощения у
собственной мамы. Вот это и будет самое обыкновенное чудо.
|
|
|
|
 |
|
|
Богослужение в тюремном храме |
|
 |
|
Конечно, исповедь может изменить любого из нас. И хотя в обычной жизни
эти перемены происходят нечасто, история личного преображения есть у
каждого верующего.
Православный христианин: – Я тоже стал
другим человеком, чем 8 лет назад. И поведение у меня было другое и
поступки, за которые сейчас стыдно. Я это связываю только с покаянием.
Православная христианка: – Я обрела себя, поняла что я
есть, обрела духовный стержень.
Ведущий – протоиерей Алексий
Уминский: – Напоминаю о том, что сегодня в прямом эфире я отвечаю на
Ваши вопросы. Тема нашей беседы: зачем нужна исповедь? Мы ждем ваших
звонков, ваших вопросов на эту тему. Номер телефона в студии: 789-30-30. Я
слушаю вас.
Телезритель: – Какое место в покаянии могут
занимать популярные брошюры, в которых до мелочей расписаны грехи. Это
вызывает большой соблазн: само перечисление некоторых грехов довольно
соблазнительно.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: –
Существует множество пособий по исповеди, и, зачастую, то, что должно
помочь часто мешает и саму исповедь убивает. Вы абсолютно правы в том, что
часто попадаются книги с перечислением таких грехов, которые,
действительно, непристойны. Когда человек готовится к исповеди по такой
книжке, он воспринимает Бога не как Отца, а как прокурора, которому все
необходимо сказать по пунктам, по статьям «уголовного кодекса». Грех –
это, конечно, преступление, но преступление не уголовное, а преступление
совести, предательство своей веры, отступление от своего Бога, который не
прокурор, не каратель, но Отец. На небе нет бухгалтерии, которая
подсчитывает количество грехов перечисленных и не перечисленных. Для Бога
важно наше сердце, готовое покаяться, важен сам человек, готовый исправить
свои недостатки. Поэтому, эти книжки, которые, к сожалению, очень
популярны сейчас – не самые лучшие помощники наши в покаянии. Самым лучшим
пособием к исповеди, я считаю, является Святое Евангелие. Прежде чем пойти
на исповедь человек должен Евангелие почитать, совесть свою спросить, и на
это ориентироваться.
Телезритель: – Сейчас во многих храмах
практикуется общая исповедь. Когда батюшка называет грехи, а потом
говорит: «Называйте только не перечисленные грехи». Как к этому
относиться?
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – К
сожалению, это явление еще не изжито. Неоднократно, Святейший Патриарх на
собраниях духовенства призывал отказаться от подобной практики, говоря о
том, что общая исповедь недопустима. Исповедь – это личный разговор
кающегося с Богом. Общая исповедь, в моем представлении, таинством не
может являться. Здесь нет свидетельства покаяния, нет серьезного отношения
кающегося к самому себе. Общих исповедей быть недолжно, а там, где они
существуют, их следует избегать и стараться исповедоваться священнику
лично.
Телезрительница: – Я хочу исповедоваться, но очень
сильные искушения. Я рвусь туда, но мне стыдно, стыдно что я подверглась
этому искушению.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – В
жизни каждого человека бывают и искушения и падения. Время Великого поста
– это время борьбы, преодоления наших грехов, обнажения себя перед Богом,
откровенность. Когда мы приходим к врачу, мы открываем свои раны, болезни.
Не стыдитесь! Не бойтесь Бога! Бойтесь согрешить, но не бойтесь Бога на
исповеди. Бог на исповеди являет свое милосердие. Согрешили – покайтесь,
упали – вставайте. Не бойтесь, идите на исповедь!
Телезритель: – Я не верю в Бога и делаю всем только добро,
и не понимаю, зачем нужно куда-то идти?
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: – Если человек не верит в Бога и считает, что он
живет по заповедям, ему очень сложно прийти на исповедь. Человек без веры
в Бога не может до конца увидеть себя по-настоящему. Часто желание добра
затмевает в человеке его собственные недостатки. Это совсем не факт, что у
Вас нет грехов. Постарайтесь повнимательней за собой понаблюдать. У
каждого человека есть грехи.
Телезрительница: – Все мы
вращаемся в суете мирской, и приходя на исповедь называем одни и те же
грехи: осуждение, празднословие и другие. Невозможно оборвать человека не
обидев его, стараешься как-то сгладить, но не
получается.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: –
Существуют грехи с которыми человек должен порвать немедленно – это
смертные грехи, тяжелые грехи, грехи, которые отлучают человека от Церкви.
Но есть грехи, которые через навык греха вошли в нашу природу, стали
нашими привычками – это такие грехи как празднословие, осуждение,
раздражительность. С такими грехами невозможно справиться сразу, они
требуют многолетней борьбы. Для этого есть исповедь; на исповеди мы должны
обязательно назвать и покаяться в этих грехах. Не надо смущаться того, что
на исповеди мы говорим одно и тоже, одни и те же грехи. От исповеди к
исповеди мы меняемся, становимся другими. Грех называется также, но сила
этого греха в нас уменьшается. К Богу мы идем не по прямой дороге, но
восходим к нему по спирали. Не смущайтесь того, что в Вас остались эти
грехи. Если мы будем в них каяться и бороться с ними, мы, обязательно,
этот грех победим.
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – У нас еще много
вопросов, к сожалению, ответить на все я не успеваю. Но мы еще вернемся к
этой теме.
Наша программа подошла к концу. В следующий раз мы будем
говорить о том, что такое история – и чему она может научить. Я прощаюсь с
вами и желаю всего доброго. Храни Вас Господь!
|