Телепрограмма «Православная энциклопедия»
(Прямой
эфир на канале ТВЦ 16.02.08)
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: – Здравствуйте. В прямом эфире «Православная
энциклопедия». Сегодня мы будем говорить с вами об одной из самых
болезненных проблем современной православной семьи: как быть в ситуации,
когда подросток, становится «колючим» и раздражительным, а бывает, что
даже отходит от Церкви. Слышать ничего не хочет про храм, не постится, и
даже, назло родителям, уплетает жареные, с мясом, пирожки, купленные у
метро в самый разгар поста. Как вернуть ребенка в храм? Что делать
родителям, чтобы не навредить? Как сделать так, чтобы ребенок сохранил
доверие Богу и приобрел собственную личную веру? Об этом мы будем говорить
с вами в ближайшие полчаса в прямом эфире нашей программы. Звоните,
задавайте вопросы, делитесь своими переживаниями, и своим опытом. А я
постараюсь на Ваши вопросы ответить. Телефон прямого эфира 789-30-30. А
пока Вы готовитесь к беседе, новости православной жизни.
|
|
|
|
 |
|
|
Конференция «Семья в современной
Церкви» |
|
 |
|
Сюжет: Конференция «Семья в современной Церкви»
В
Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи при Даниловом
монастыре прошла конференция «Семья в современной Церкви». Участники
«круглого стола» обсуждали проблемы семейной жизни, говорили о
психологических и пастырских путях решения самых запутанных семейных
вопросов. Одна из главных задач современной церковной жизни – поделиться
накопленным за последние 20 лет церковной работы опытом: с молодыми
людьми, которые только входят в храм, с теми, кто собирается завести
семью, и с теми, кто уже воспитывает детей. Ведь многие молодые родители
просто не понимают причин подросткового кризиса, когда ребенок
отказывается ходить в храм.
Юрий Белановский, первый
заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и
молодежи: - Родителям надо понять, что это обычные плоды воспитания.
Как они ему засвидетельствовали о своей вере – не на словах, конечно, а по
образу жизни, то и получается в результате. Ребенок все видит, впитывает.
Это плоды того, как семья вырастила ребенка.
|
|
|
|
 |
|
|
Юрий Белановский |
|
 |
|
Архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова монастыря:
– Нужна мудрость и понимание, что не должно быть понуждения ребенка, не
нужно его ломать, чтобы он ушел от Церкви окончательно. Старец Паисий
Святогорец говорит, что если ребенку это зерно благодати было вложено с
детства, то оно не погибнет. Действительно, мы видим, приходит возраст,
когда эти дети сами становятся папами и мамами, и тогда они поворачиваются
лицом к Церкви, потому что видят, что основы воспитания христианские, и
именно их они должны передать своим детям.
|
|
|
|
 |
|
|
Архимандрит Алексий (Поликарпов),
наместник Свято-Данилова монастыря |
|
 |
|
Сергей Чапнин, главный редактор газеты "Церковный вестник": – В
жизни возникают периоды, когда ребенок не хочет идти в храм, не хочет
просыпаться утром, хочет поесть немедленно, хотя он уже достаточно
взрослый и мог бы сдержать себя. Каким-то очень важным аргументом
становится то, что «ты же дружишь со священником, он тебя знает! Как он
отнесется к этому? И часто такая постановка вопроса оказывается выходом.
Накопленный практический опыт участники конференции планируют
обобщить в единой программе, которая поможет молодым православным супругам
найти выход из любого семейного кризиса.
***
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: –
Напоминаю о том, что сегодня в прямом эфире я отвечаю на Ваши вопросы.
Тема нашей беседы: ребенок перестал ходить в храм. Мы говорим о том, как
помочь детям пережить подростковый кризис самоопределения. Как родителям
избежать ошибок в христианском воспитании своих детей. Мы ждем ваших
звонков, ваших вопросов на эту тему. Просим вас делиться своими
переживаниями и своим опытом. Ваш добрый совет поможет другим избежать
ошибок. Номер телефона в студии: 789-30-30. У нас уже есть первый звонок.
Телезрительница Ольга: – Моему сыну сейчас 14. Он с детства
рос в Церкви, ходил в воскресную школу, причащался почти каждое
воскресение. А недавно он очень твердо сказал: Мама, я больше в Церковь не
пойду. А я не знаю, что теперь делать: заставлять его силой, скандалить,
или отступиться?
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: –
Спасибо вам за вопрос. Такое, к сожалению, встречается нередко в
православных семьях. В подростковый период ребенок начинает по
переосмысливать свои отношения с Богом. Ребенок становится взрослым, его
не удовлетворяют родительские советы и слова, которые убеждали его раньше.
Он хочет быть самостоятельным. В этот период давить и заставлять ходить в
храм нельзя. Важно сохранить внутреннюю связь, доверие, возможность
поделиться и поговорить. Заставлять не нужно, но важно предлагать ребенку
пойти с вами в храм можно и нужно, особенно в такие праздники, как Пасха
или Рождество. Но насильно заставлять нельзя. Знаете. есть даже такая
поговорка: «Невольник – не богомольник».
Телезрительница: –
Моему сыночку три года. Он ходит вместе со мной в храм, но на службе себя
ведёт конечно же очень плохо, бегает, садится на пол, пытается поиграть с
другими детьми. И я всю службу только и отвлекаюсь на него, и совсем не
могу понять, как научить его благоговейной тишине в храме, даже не
представляю, что надо сказать? Как надо объяснить?
Ведущий –
протоиерей Алексий Уминский: – Скажите пожалуйста, а вы приходите
всегда к началу службы?
Телезрительница: – Да. Так уж
сложилось.
|
|
|
|
 |
|
|
Протоиерей Алексий Уминский |
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Постараюсь Вам
объяснить. Служба обычно продолжается от часа, до двух с половиной часов.
В храме много незнакомых ребенку людей. Не всякий взрослый человек может
выдержать службу не отвлекаясь, а для 3-х летнего ребенка это просто
невозможно. Часто и взрослые прихожане разговаривают, поворачиваются,
отвлекаются. Им тяжело бывает собрать себя на молитву. Мне кажется что
большая ошибка родителей в том, что они перегружают ребенка молитвами.
Ребенок устает от храма, начинает нервничать, и посещение храма становится
для него пыткой. Это одна их причин по которым дети перестают потом ходить
в храм. Приходите со своим 3-х летним малышом к концу службы, к моменту
Причастия, чтобы причастить его без раздражения и напряжения. И тогда Ваш
ребенок научится благоговению.
Телезрительница: – Я сама
пришла к вере 10 лет назад. Но после развода с мужем в семье было много
негативных ситуаций и старший сын (сейчас ему уже 27 лет) стал пить. Как
привести его в храм? Просо словом я не могу убедить его сделать это. Он
был в храме дважды, и только тогда, когда освящали машину. Как сделать,
чтобы он ходил в храм на богослужения? Он крещен и я молюсь за него.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – А Вы сама как
часто ходите в храм и давно ли причащались?
Телезрительница: – Последний раз на Крещение.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Вы начните с себя.
Старайтесь ходить на службу каждое Воскресенье, читайте дома Евангелие,
тогда Ваша материнская молитва приобретет совершенно другую силу. Не зря
говорят: «Молитва матери со дна моря достает». И по молитве матери Ваш сын
станет настоящим христианином.
Телезрительница: – Прежде
чем говорить о том, чтобы дети из храма не уходили, нужно сказать, что в
наших храмах и условия не совсем позволяют чтобы там ребенок находился.
Приходишь в храм с младенцем, а его там и переодеть негде и покормить
негде, в большинстве храмов элементарно уборных нет для прихожан. Но это
не главное, самое плохое то, что часто встречаешься с негативным
отношением к ребенку со стороны прихожан. Если он чуть крикнет, начинают
говорить чтобы вышли из храма. У меня бывает ребенок сделает два-три шага
или свечку возьмет, и ему сразу начинают делать замечания.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Спасибо за Ваш
вопрос. Храм, все-таки не детский сад, чтобы там были созданы специальные
условия: качели, песочница и.т.д. Я знаю храмы, где вовремя богослужения
действует так называемый детский сад, куда родители отдают детей, а сами
молятся в храме. Детям читают отрывок из Евангелия, с ними рисуют,
рассказывают о жизни святых, и приводят непосредственно к Причастию. Тогда
и дети никого не отвлекают от молитвы, и взрослые спокойно молятся.
***
Очень часто родители жалуются на то, что ребенок
перестал ходить в храм потому, что встретил плохих друзей. И они отвратили
его от Церкви и научили плохому. Многие пытаются вообще оградить ребенка
от всякого общения со сверстниками. А ведь именно настоящая дружба и
верные друзья – это именно то, в чем, прежде всего, нуждается подросток.
|
|
|
|
 |
|
|
Детско-юношеский хор Московского
подворья Троице-Сергиевой лавры |
|
 |
|
Сюжет: Детско-юношеский хор Московского подворья Троице-Сергиевой
лавры.
Детско-юношеский хор Московского подворья
Троице-Сергиевой лавры существует уже десять лет. Здесь не только учатся
пению, но и участвуют в богослужениях: каждую субботнюю литургию, и утром
после пасхальной и рождественской всенощной.
Раньше в хоре пели,
начиная с семи лет, но сейчас сюда приходят и пяти, и трехлетние малыши. У
них своя группа и своя особенная программа.
Ребята постарше
осваивают богослужебное пение. Есть и такие, что уже поют на клиросе
вместе со взрослыми певчими. Но больше все-таки тех, кто об этом пока
только мечтает.
|
|
|
|
 |
|
|
"Тебе поем..." |
|
 |
|
Даниил Кичигин: – Мой брат тут тоже раньше пел, потом перешел в
профессиональный хор. Может быть, и я перейду.
Михаил
Аваков: – Я очень любил маленьким ходить на службы, мне нравилось
пение церковное, уже в три года я подпевал на клиросе. Самое лучшее, что я
могу в жизни – это петь.
Александра Подаруева, заведующая
воскресной школой Московского подворья Троице-Сергиевой лавры: –
Многие дети обретают тут настоящих друзей. Они вместе ходят в походы, на
Рождественские чтения, в кино. Когда вышел «Остров», они собрались вместе
и пошли.
|
|
|
|
 |
|
|
Крутицкое подворье |
|
 |
|
Сюжет: Братство православных следопытов.
Саше всего
десять лет. Но она – один из самых бывалых туристов: в недавнем походе под
Нерехту Саша вместе с друзьями из Братства православных следопытов
ночевала у костра в 20-градусный мороз. А теперь собирается в новый поход
– под Псков. На московском Крутицком подворье следопыты проверяют
снаряжение – им предстоит совершить переправу через зимнюю реку. Это
хитросплетение веревок называется «паутиной», преодолеть ее надо уметь уже
сейчас, в походе учится будет некогда. А еще каждый следопыт должен легко
ориентироваться в лесу, разводить костер на снегу и печь на нем следохлеб.
В этот раз его готовят с финиками, получается настоящее лакомство. Да еще
и приготовленное своими руками!
|
|
|
|
 |
|
|
Диакон Михаил Першин |
|
 |
|
Диакон Михаил Першин, руководитель Братства православных
следопытов: – Ребенок настраивается на активное участие в жизни. И тут
ему помогает его христианская вера. Оказывается, что он может чего-то
добиться только вместе с друзьями. Один священник сказал мне, что хочет,
чтобы его дети, которых он каждый год отправляет в скаутские лагеря, вошли
в этот мир не «белыми воронами». Дети понимают, что они могут очень
многое, и могут этим поделиться с другими.
Православные следопыты
– преемники традиции русских скаутов, исчезнувшей в смутное время
революции. Они идут по следам – Александра Невского и Дмитрия Донского,
Андрея Рублева и Александра Пушкина. Помогая друг другу, они на практике
узнают то, чего не прочтешь в книге, и не узнаешь из учебника «Закона
Божий» – что значит быть христианином в современном мире, верить в Бога и
доверять Ему.
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
 |
|
Напоминаю о том, что сегодня в прямом эфире я отвечаю на Ваши вопросы.
Тема нашей беседы: ребенок перестал ходить в храм. Мы говорим о том, как
помочь детям пережить подростковый кризис самоопределения. Как родителям
избежать ошибок в христианском воспитании своих детей. Мы ждем ваших
звонков, ваших вопросов на эту тему. Просим вас делиться своими
переживаниями и своим опытом. Ваш добрый совет поможет другим избежать
ошибок. Номер телефона в студии: 789-30-30. Я слушаю вас.
Телезрительница: – Часто можно наблюдать в храме то, что
трехлетний ребенок ведет себя смирно, а взрослые в храме разговаривают.
Священникам нужно чаще напоминать людям о правилах поведения в храме.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Действительно,
родители иногда совершенно не обращают внимания на поведение своего
ребенка в храме. Это приводит к охлаждению ребенка к храму. Если ребенок
видит, что его родители сами разговаривают и ведут себя не благоговейно,
тогда и сам ребенок будет так себя вести. С другой стороны ребенок не
может выстоять всю службу. Родители должны оценивать то, насколько ребенок
готов выстоять службу; все дети разные. Что касается прихожан, то нужно
потерпеть детей, они ведь не к нам приходят, а ко Христу. Прот. Александр
Шмеман этот шум в храме называл «святым шумом».
Телезрительница: – Здравствуйте. У меня трое детей. Моей
старшей девочке 14 лет, младшему 4 года. К какому моменту службы нам надо
приходить?
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Если
Вашей девочке 14 лет, то ей можно приходить и к началу службы, а Вам с
малышом позже. Но если Вы привыкли ходить в храм все вместе, тогда
приходите все позже, соизмеряя Ваше желание молиться с возможностями
Вашего младшего члена семьи. Скорость эскадры определятся скоростью самого
тихоходного корабля.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский:
– У нас еще звонок.
Телезритель: – Здравствуйте, это
Александр Баженов. Я работаю с детьми в Даниловом монастыре и хочу
поделиться своим опытом в этом вопросе. Ребенок должен воспринимать храм
как что-то родное, где у него есть близкие, доверительные отношения со
сверстниками и со священником. Часто ребенок ходит несколько лет в храм, и
никто не спросил его: «Как тебя зовут?». И во-вторых родители пережимают,
заставляют детей ходить в храм. В хороших семьях посещение храма является
наградой, а если его заставляют посещать храм, то он думает: «Я еще
чуть-чуть потерплю, вырасту, и больше не буду ходить в храм».
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Спасибо,
Александр. Я с Вами совершенно согласен. Дети должны быть в храме
желанными людьми и священники должны быть их родными и близкими, знать их
проблемы и знать каждого по именам. У меня был такой случай: я являюсь
духовником православной гимназии и одна женщина хотела отдать нам своего
сына в первый класс. Она спрашивала о том, как в гимназии постятся во
время Великого поста. Я ей говорю, что у нас дети вкушают молочную пищу,
так как они учатся, ездят издалека. На это она сказала, что мы к Вам не
пойдем, потому что ее ребенок привык строго поститься с .... трех лет! Я
испугался от таких слов. Когда ребенка принуждают поститься с трех лет, в
то время как сами родители с трех лет не постились, когда ребенка
заставляют читать длинные молитвенные правила с детства, а сами родители в
детстве не молились, заставляют ребенка делать то, что сами они в детстве
не делали, это приводит к самым катастрофическим результатам. Преп.
Антоний Великий говорил, что самое большое безобразие – когда кто-то
заставляет другого делать то, что сам никогда не делал.
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Есть еще звонок.
Телезрительница: – Я звоню из Тольятти, меня зовут Ксения.
У нас проблема с детьми от 14 и старше. Во время службы они стоят на
клиросе – единственное свободное место в храме, но не молятся, не читают и
не поют (они этому и учится не хотят), но играют по мобильному телефону.
Все это сопровождается шутками, смехом и.т.д. Хотели их загнать в
алтарь...
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Зачем их
загонять в алтарь? Ни в коем случае не делайте этого!
Телезрительница: – Как нам быть чтобы не отводить детей от
храма?
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Отводить
детей от храма не надо, но отвести их подальше от клироса и алтаря
обязательно. Алтарь и клирос – это места служения Богу и ... места
особенных искушений. Это ужасно, когда ребенок становится алтарником, но
не воспринимают свое служение Богу как величайшую награду, величайшую
милость по отношению к нему. Не дай Бог, чтобы такой ребенок, который стал
таким алтарником, станет в последствии священником. Пусть дети, если у них
нет желания этого служения, просто молятся в храме, а когда захотят – для
них откроются эти двери. Чаще с ними разговаривайте, поменьше их
нагружайте и, я думаю, с Вашими детьми будет все хорошо.
***
Эта тема поднимает очень много вопросов,
конечно, ответить на все просто невозможно. Но хочется сказать, о том, что
часто для наших детей поход в Церковь становится наказанием, а не
радостью. Бывает так, что ребенок провинится, а родители, вместо того,
чтобы поговорить с ним, или даже наказать его, перекладывают это на
священника. Иди, мол, на исповедь, и все батюшке расскажи!
А вот
какой случай произошел в жизни митрополита Антония Сурожского. Как-то, по
дороге в церковь, он зашел за Лосскими (они жили в Париже на одной улице).
Семья известного философа собирается, одели троих детей, а четвертый стоит
и ждет, но его не одевают. Он спросил: “А я что?” И отец ответил: “Ты себя
так вел на этой неделе, что тебе в церкви нечего делать! В церковь ходить
– это честь, это привилегия; если ты всю неделю вел себя не как
христианин, а как бесенок, то сиди во тьме кромешной, сиди дома...”
Наша программа подошла к концу. Ее полную версию вы можете найти
на сайте Седмица.ру, где всегда помещаются самые последние новости жизни
русской Православной Церкви, а также религиозные новости со всех концов
света. Спасибо всем, кто был с нами эти полчаса. В следующий раз наша
программа выйдет не в субботу, а в понедельник 25-го февраля. В преддверии
весеннего призыва мы будем говорить о том, что дает православному человеку
служба в армии. Я прощаюсь с вами и желаю всего доброго. Храни Вас
Господь!
|