|
|
|
|
 |
|
|
|
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте. В эфире –
«Православная энциклопедия». В прошлом году мы рассказали вам о
Православии в Узбекистане, побывали в Ташкенте, Самарканде и Бухаре.
Сегодня мы продолжим наше путешествие по Средней Азии и отправимся в
Киргизию. В этой самой высокогорной стране Средней Азии, как и в
Узбекистане, действует Среднеазиатская епархия Русской Православной
Церкви.
Сюжет: «Православие в Киргизии»
Население
Республики около 5 млн. чел. Киргизия – много национальное государство.
Здесь живут киргизы и узбеки, русские и немцы, дуньгане
(китайцы-мусульмане) и казахи.
Согласно мусульманскому преданию,
родоначальником киргизского и всех тюркских народов, населявших в
древности Среднюю Азию, был патриарх Тюрк, сын патриарха Иоафета, внук
святого патриарха Ноя, который жил на побережье озера Иссыккуль. Эти имена
хорошо известны нам по Библии.
А когда в Центральную Азию пришло
Христианство? С этим вопросом мы обратились к митрополиту Ташкентскому и
Среднеазиатскому Владимиру.
Митрополит Бишкекский и
Среднеазиатский Владимир: – На территорию Центральной Азии
христианство пришло в I в.н.э. Как известно, среди двенадцати учеников
Христа был брошен жребий, и апостолу Фоме выпало проповедовать в индийских
странах. Апостол Фома отправился по Великому Шелковому пути и прибыл в
Самарканд, где рукоположил несколько епископов. Т.е. уже в I в.н.э. на
территории Средней Азии было образовано несколько епархий. А в III и IV в.
уже было 4 крупных митрополии: 2 на территории Узбекистана, 1 на
территории Туркмении и 1 на территории Киргизии. Киргизской митрополии
тогда также подчинялись приходы, расположеннее на территории современного
Казахстана и юга Сибири.
К VII в. после Рождеста Христова кочевые
народы Киргизии начали активно заселять Чуйскую долину, где сейчас
находится современный Бишкек – столица Республики. Самым древним
христианским памятником является небольшая церковь в средневековом Суябе –
столице Тюрского государства того времени. Сейчас этот город выглядит как
ряд глиняных холмов в урочище – все, что от него осталось, поглощено
глиной. Раскопки здесь ведутся с 50-х гг. прошлого века, и христианский
храм хорошо распознается среди древних стен средневековых улочек.
Валентина Грячева, к.и.н., археолог: – Первые христиане в
Суябе появились уже в VII в. Раскопана первая несторианская церковь. Она
была небольшой, по дворовой композиции типа первых сирийских церквей,
размер 36х15 м, с алтарной частью и крещельней. Храм окружали кельи
монахов. Найдена книга на пергаменте в деревянном окладе, по-видимому,
Псалтирь, датируется она X в. Листы книги слипшиеся, подлежат реставрации,
сейчас она хранится в Академии наук.
|
|
|
|
 |
|
|
Древний город Суяб в Чуйской
долине |
|
 |
|
Первые христианские общины развивались спокойно. Христаинанам не нужно
было скрываться. В древнем городе Невакете, руины которого находятся у
Красной речки в 30 км от современного Бишкека в IX в. существовал цент
Невакетской митрополии. Здесь действовала богословская школа, а на местном
некрополе найдены огромные камни-кайраки с христианскими крестами.
В XI-XII вв. Сильные христианские общины располагались на озере
Иссыкуль, где поселились сирийцы и армяне, бежавшиесюда от религиозных
преследований. В последние годы здесь проводятся поводные археологические
экспедиции под руководством академика Плоских. Многочисленные находки
христианских нательных крестов. Монет и предметов утвари подтверждают
предание о том. Что некогд здесь был могущественный армянский монастырь,
где хранились мощи самого евангелиста Матфея.
|
|
|
|
 |
|
|
Надгробный камень кайрак |
|
 |
|
Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир: – По преданию,
когда римские легионы пошли войной на Сирию, и в IV мощи были перевезены в
Центральную Азию в армянский монастырь на берегу озера Иссыккуль, где и
находились до XIV в. Почему именно туда? Потому что Центральная Азия
считалась землей, где нет религиозных конфликтов. Там все жили вместе. В
основном, в Центральной Азии тогда было распространено язычество, но
язычники очень мирно и спокойно относились к христианам. Потом мощи
покинули монастырь у Иссыкуля, и с этим согласны многие современные
историки. Есть один ученый из Таджикистана, который утверждает, что ныне
мощи апостола и евангелиста Матфея хранятся в где-то высоко в горах в
пещере.
Судьба христиан-несториан впоследствии сложилась
трагически. Из-за их вмешательства в политику местных киргизских племен и
возникшие в итоге междоусобицы несторианская церковная организация была
полностью уничтожена. Христианство после этого исчезло здесь н несколько
веков.
Новое возрождение Христиансва на этих землях связано с
Русской Православной Церковью, когда в середине XIX в. Кигизия вошла в
состав Российской империи. Первым из русских окрестностей озера Иссыккуль
достиг путешественник Петр Семенов-Тяньшанский. Было это в 1856 г.
Следом за ним эти земли начали осваивать русские
крестьяне-переселенцы, приезжавшие сюда из Центральной России. Во всех
русских селах начали строиться православные храмы. В 1869 г. Бароном
Коальбарсом в восточной части побережья озера Иссыккуль был основан город
Каракол как военно-административный центр на караванно пути в Афганистан.
Впоследствии на вновь выделенные средства в 1895 г. Был построен этот
деревянный храм святой Троицы, чудом дошедший до наших дней. Это – один из
самых старых сохранившихся храмов в Киргизии.
Недалеко от Каракола
в 1882 г. Епископом Туркестанским Александром (Тульчинским) был основан
мужской Свято-Троицкий монастырь. Сегодня сохранились лишь следы этой
обители. Только столетние тополя, некогда посаженные монахами на аллее,
напоминают о прошлом. Ныне здесь находится частный детский дом «Мээрим
Булагы», главный корпус которого еще в советское время перестроен из
братского корпуса монастыря. Сам монастырь сильно пострадал от стихийных
народных волнений в 1916 г. Многие монахи были убиты, храмы и кельи
разорены.
|
|
|
|
 |
|
|
Ведуший программы протоиерей Алексий
Уминский и Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир |
|
 |
|
Однако именно с этого момента начинается новая страница в жизни святого
Ираклия, особо чтимого на Киргизской земле. Тогла он был послушником в
монастыре. Когда в обитель нагрянули бандиты. Молодой послушник спрятался
на колокольне, прикрывшись находившимися там кусками кровельного железа.
Его не заметили, и, как только нападавшие покинули разоренный монастырь,
Ираклий бжал в горы.В окрестных селах также свирепствовали банды. В
Оксайском ущелье вместе с еще несколькими отшельниками он прожил в скиту
до 1921 г. В конце 20-хх гг. его, ослабевшего и больного, нашел один из
жителей села Ананьево. Ираклий обрел кров у бедного крестьянина Сергея
Бочарникова. Власти так и не узнали о том, что Ираклий – бывший насельник
разоренного монастыря. При различных обысках его, как правило, называли
родственником или дядей. Молился он день и ночь. Люди ехали к нему со всех
поселков за советом и помощью. Старец Ираклий скончался во время молитвы в
1938 г. На его похоры съехались жители всех окрестных сел, и, хотя время
было страшное, когда старца понесли на местное кладбище. Люди шли и пели
«Святый Боже». По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия
на Архиерейском соборе 2000 г. Он был прославлен как новомученник. А 13
сентября 2004 г. на кладбище села Ананьево в семейном захоронении
Бачарниковых были обретены мощи преподобного, которые отные хранятся в
Свято-Воскресенском соборе Бишкека.
|
|
|
|
 |
|
|
Храм в Киргизии |
|
 |
|
Священник Павел Синегубов, ключарь свято-Воскресенского
кафедральтного собора г.Бишкека: – Люди рассказывали, что на его
могиле происходили многие чудеса. С очень серьезными жизненными проблемами
приезжали к нему, и Бог, по его молитве, все разрешал. В прошлом году на
Великой Пасхалной вечерне я проходил с кадилом мимо раки преподобного и
услышал естественный живой голос среднего тембра: «Христос Воскресе!» Я
знаю о таких случаях в истории нашей Церкви, в частности, происходивших в
Киево-Печерской лавре, и вот, это случилось со мной у раки преподобного.
Свято-Троицкий мужской монастырь был окончательно закрыт
большевиками в 1922 г. Большинство икон монастыря оказалось в Караколе, в
том числе, и Тихвинский чудотворный образ Божией Матери, написанный на
Афоне. О чудотворной силе этой иконы заговорили сразу после бунта 1916 г.
Бандиты стреляли в образ, но пули отскакивали от него, оставиви только
следы на иконе. Об истории удивительного спасения образа уже в советское
время нам расскзаал настоятель храма святой Троицы в Караколе священник
Сергий Чувичкин.
Священник Сергий Чувичкин, настоятель храма
святой Троицы в г. Каракол: – Одна прихожанка рассказала, что ее
родители Никита и Варвара спасли эту икону от уничтожения. Когда в 1932 г.
имущество монастыря и все иконы были свезены на местную мебельную фабрику,
где из этого всего делали ложки, Никита работал на этой фабрике. С одним
старичком он решил спасти эту икону. А на фабричной проходной дежурили
представители ОГПУ, которые имели право без суда и следствия расстреливать
любого, кто хоть что-нибудь попытается вынести наружу из бывшего
церковного имущества. Старичок сказал, что отвлечет дежурных, пока Никита
унесет икону. Но никаких отвлечений не потребовалось, а помогла Сама
Матерь Божия. Налетела сильная буря с ураганным ветром и проливным дождем,
дежурные разбежались, и Никита со старичком спокойно вынесли икону с
фабрики и принеси домой. Во дворе они выкопали в земле яму, закопали
икону, а сверху поставили собачью конуру. Так икона была спасена от
уничтожения. В 1944 г. открыли церковь, и Варвара сразу возвратила икону в
храм. С тех пор икона пребывает в этом храме.
* * *
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Советская власть с
жестокостью устанавливала на этой земле свои порядки. Тысячи киргизов
погибли, обвиненные в байстве и сотрудничестве с контрреволюцией.
Настоящий террор был развернут против православных верующих. В 20-30 гг.
расстреливали епископов. Священников и церковнослужителей. Были закрыты
все храмы и приходы.
Сюжет: «Православие в Киргизии в XX
в.»
Ныне в память того страшного времени открыт мемориальный
комплекс «Ата-Биит». В 90-е гг. здесь были обнаружены захоронения киргизов
и русских, узбеков и китайцев. Здесь покоится прах новомучеников
Киргызстана.
|
|
|
|
 |
|
|
Мемориал на месте массовых расстрелов в
Киргизии |
|
 |
|
В годы гонений на Церковь многие православные общины стали тайными,
молебны и требы справлялись на домах.
Лишь с началом Великой
Отечественной войны власти сменили гнев на милость. Одним из первых был
восстановлен и возобновил свою деятельность православный приход в стооице
Киргизии в г. Фрунзе. Однако к тому моменту на территории города не
осталось ни одного храма. В этой связи община обратилась к властям с
просьбой о выделении подходящего помещения. Произошел уникальный случай:
распоряжением горсовета впервые в истории СССР верующим был передан
недостроенный дом культуры. Его здание было переконструировано под храм на
средства государства. В 1952 г. Свято-Воскрсенский кафедральный собор был
освящен. Сюда приходят сотни верующих со всех концов города.
|
|
|
|
 |
|
|
Елизавета Нарынбаева |
|
 |
|
Елизавета Нарынбаева, заслуженная артистка Киргизии: – Я сначала
выучила молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево». Почему именно этими
молитвами мне хотелось молиться. Потом мы покрестились, и я была очень
счастлива. Все сразу поменялось в момей жизни. Я на работе очень устаю,
потому что отдаешь, а ничего взамен не получаешь, и образуется в душе
пустота. А после того, как я стала ходить в храм (казалось бы, времени
меньше остается), ездить на службы, руководить хором, я получла большое
облегчение, и даже людям от общения со мной становится легче. Об этом мне
говорили мои ученики.
* * * Сюжет: «Интервью с
митрополитом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром»
Протоиерей Алексей Уминский: – Какие тенденции сейчас в
религиозной жизни Киргизии: что поменялось, приходит ли молодежь, не
пустуют ли приходы?
|
|
|
|
 |
|
|
Православный храм в Киргизии |
|
 |
|
Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир: – Как правило,
наши приходы не пустуют. Здесь все зависит от священников, но народ везде
есть, хотя уже не так много, как в начале 1990-х гг. Ведь если до распада
СССР в Киргизии жило больше миллиона русских, то сейчас где-то
полумиллиона. Тенденция эмиграции русских из Киргизии продолжается. С этой
точки зрения не очень хорошо, что Правительство России пригласило всех
русских вернуться на родину. Потому что если бы здесь жило больше русских,
русское влияние в Киргизии было бы заметнее. Но тут уже как сложилось,
ведь человек предполагает, а Бог располагает. В Киргизии сейчас
Православие исповедуют не только русские, но и другие национальности:
киргизы, узбеки, таджики. Многие из коренного населения, которые вошли в
какую-то протестантскую секту, не могут вернуться в ислам, а обращаются в
Православие. Тут есть, конечно, свои трудности, ведь Православная Церковь
это не секта, которая стремится охватить побольше мусульман. Мы хотим жить
мирно и спокойно со всеми народами, не мешая друг другу, и поэтому, я
думаю, что Церковь на этой земле была, есть и будет, потому что она должна
там быть.
* * * Сюжет: «Православные приходы
Киргизии»
Во время нашей поездки мы познакомились со многими
приходами Киргизии. На Иссык-Куле в г. Балыкчи в бывшем поселке Рыбачье мы
побывали в гостях у протоиерея Валентина Никонова, который уже больше 35
лет служит в Киргизии. Несмотря на свой солидный возраст отец Валентин
полон энергии. Свою службу здесь батюшка начинал со скромного храма,
устроенного в обычном сельском доме. Он сумел не только собрать средства,
но и построить за два с половиной года новый храм в честь блаженной Ксении
Петербуржской.
|
|
|
|
 |
|
|
Протоиерей Валентин Никонов |
|
 |
|
Протоиерей Валентин Никонов: – Этот город раньше люди называли
ветров, шоферов и безбожников. Здесь храма-то никогда и не было. Верующих
было мало, но они очень желали, чтобы здесь был организован молитвенный
дом, и помогли мне построить храм. А в дальнейшем – как Господь даст
здоровья и сил. Будем трудиться, как говорилось в присяге: «Даю обещание
служить Богу и людям до тех пор, пока не оставят меня силы». Пока я
тружусь, и чувствую себя, слава Богу, хорошо. Приезжают ребята, чтобы
потрудиться, помолиться при храме. Под моим руководством они молятся,
трудятся, поближе к Богу становятся. В летнее время приезжает много детей,
которые здесь получают большую радость и телесно отдыхают, и духовно. А
главное, получают большие знания, которые необходимы для души и для Вечной
жизни.
В 1996 г. недалеко от г.Карабалты по благословению владыки
Владимира было создано подворье Ташкентского свято-Никольского женского
монастыря. А через три г. подворье было преобразовано в самостоятельный
монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери.
Игумения
Иоанна (Гусарова), настоятельница монастыря в честь Казанской иконы Божией
Матери в с. Калининском: – Открытие монастыря состоялось 4 июля 1999
г. предстательством нашего владыки митрополита Владимира Бишкекского и
Средеазиатского, решением Священного Синода и по благословению Патриарха.
В 1935 г. здесь был молитвенный дом, куда ходили первые переселенцы из
России, репрессированные, раскулаченные. С собой они привезли иконы
Казанской Божией Матери и прп. Серафима Саровского. Когда открывалось
подворье, и мы объявили сбор помощи, люди очень много принесли нам денег,
много помогали. Мы за месяц организовали подворье.
Жизнь в обители
еще только налаживается, однако она уже взяла на себя обязанность
заботиться о сиротах. Сегодня в монастырском приюте воспитываются
девочки-сироты и из неблагополучных семей.
Мы были в Киргизии в
Светлые Пасхальные дни. Этот Праздник прошел здесь при огромном стечении
верующих. В Свято-Воскресенском соборе до утра святили куличи. А через три
дня владыка Владимир привез в Бишкек Благодатный огонь из Иерусалима.
|
|
|
|
 |
|
|
Принесение Благодатного огня |
|
 |
|
Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир: – Начиная с
2003 г. каждый год мы привозим Благодатный огонь на Святую Пасху. Я народу
обещал, что пока я жив, буду привозить в Бишкек Благодатный огонь, который
народ в Киргизии, и в Узбекистане, и в других странах встречает с очень
большой радостью. Каждый раз заранее меня спрашивают, привезут ли Огонь.
Отвечаю, что обязательно, как обещали, так и сделаем.
* * *
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Наше путешествие
по Киргизии подошло к концу. Мы с вами увидели лишь малую часть жизни
Среднеазиатской епархии Русской Православной Церкви. И в дальнейших
выпусках мы продолжим свой рассказ о ней.
На сайте «Седмица.Ru» вы
всегда можете познакомиться с электронной версией нашей программы, а также
с новостями религиозной жизни со всего света.
В следующую субботу
мы приглашаем вас в старинный русский город Переславль-Залесский. В годы
духовного расцвета в Переславле действовало 14 монастырей. Сегодня в 4-х
из них возрождена монашеская жизнь.
Всего вам доброго. Храни вас
Господь!
|