|
|
|
|
 |
|
|
|
|
 |
|
Телепрограмма «Православная энциклопедия»
(Прямой
эфир на канале ТВЦ 17.05.08)
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: – Здравствуйте, в эфире «Православная энциклопедия».
Сегодня мы приглашаем вас на Балканы, в Республику Сербскую. Христианство
появилось здесь еще в первом веке. Святой Апостол Павел сообщает о
проповеди своего ученика апостола Тита в Далмации. В VII веке по
предложению византийского императора Ираклия сербы согласились принять
Крещение. Оно было совершено римскими священниками. Но народной религией
Христианство сразу не стало. Одной из причин был язык миссионеров –
непонятный основной массе народа. Христианство у сербов утвердилось только
после того, как святые братья Кирилл и Мефодий, чью память Церковь
отмечает 24 мая, начали свою проповедь на родном для них славянском языке.
Сегодня Республика Сербская входит в состав Боснии и Герцеговины. Она
граничит с Хорватией и Сербией. По историческим меркам Республика Сербская
образована совсем недавно, но многие православные святыни здесь корнями
уходят далеко в глубь веков.
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
 |
|
Сюжет: Город Баня Лука
Город Баня Лука в конце прошлого
века он отметил 500-летие. Сегодня это – столица Республики Сербской. В
Югославии Баня Лука была 10-м по величине городом, после распада Югославия
разделилась на 6 частей: Сербию, Хорватию, Словению, Македонию,
Черногорию, Боснию и Герцеговину. Республика Сербская входит в состав
Боснии и Герцеговины и составляет примерно половину всей ее территории.
Другая половина называется – Мусульмано-Хорватская Федерация. Там живут
боснийцы-мусульмане и хорваты-католики. Разрыв между Константинополем и
Римом, Православным Востоком и Католическим Западом нигде не отразился так
остро, как на Балканах. Уже в XI веке население разделилось здесь на
боснийских сербов-православных и боснийских хорватов-католиков.
Позднее турецкие завоеватели принесли сюда и Ислам. Они
предоставили мусульманам определенные привилегии, не преследовали их и
облагали гораздо меньшими налогами, чем остальных. Так сформировалась
третья этническая группа боснийцев – мусульмане. Но в 1389 году в битве на
Косовом поле боснийские войска еще сражались вместе с сербами в едином
строю. Турки тогда оказались сильнее.
Зоран Костич,
председатель Союза писателей Республики Сербской: – Тогда Сербия
защитила Христианство в Европе, остановила Турецкие войска, а через 50 лет
сама попала под турецкое иго почти на 500 лет. С этого момента сербы
стараются восстановить своем государство и вернуть Косово.
Косово
называют колыбелью сербской национальной культуры. До начала бесчинств,
поощряемых НАТО, здесь насчитывалось 1800 храмов и монастырей. Не только в
Косово, но и в Боснии и Герцеговине не мало святынь, уходящих к истокам
Сербского Православия. Многие из них связаны с именем одного из почитаемых
сербских святых – святого Саввы.
|
|
|
|
 |
|
|
Св. Савва Сербский. Фреска XVI
в. |
|
 |
|
Сюжет: святой Савва Сербский
Александр Стоянович,
вероучитель: – Святой Савва младший сын основателя Сербской державы
Стефана Немони. В 15 лет он по воле отца поехал княжить на Юг Боснии и
Герцеговины, но там он встретил монахов с Афона, и они утвердили его в
стремлении стать монахом. Он пришел в русский Свято-Пантелеимонов
монастырь на Афоне, где и принял постриг с именем Савва.
В 1219
году Византийский Патриарх и император признали самостоятельность Сербской
Церкви, а Савва был поставлен первым Сербским архиепископом. В Сербии
началось церковное строительство. Было основано 8 новых епархий. Святой
Савва почил в 1235 году.
В 1594 году, подавляя сербское восстание,
турки сожгли мощи святителя в Белграде на площади Врачар. Сейчас там
построен собор в честь святого Саввы. Святой Савва – идеал сербской
свободы и государственности, и мы обращаемся к нему как молитвеннику перед
Богом за нас.
|
|
|
|
 |
|
|
Собор св. Саввы |
|
 |
|
Александр Стоянович по профессии вероучитель – преподаватель Закона
Божия. В каждой школе Республики Сербской в обязательном порядке один урок
в неделю посвящен Закону Божию. Место, где мы беседовали с Александром,
называется Культурный клуб имени святого Саввы. Он был открыт в Бане Луке
в 2000 году. Сюда приходит молодежь учиться церковному пению, изучать
литургию, чтобы во время богослужений во всей полноте понимать
происходящее в храме. Приходят и просто для общения в кругу близких по
духу людей.
Лиляна Божич: Мы - хор Ангелины Сербской. Поем
о празднике святых Петра и Павла.
Горан Дринич: – У нас
интерент-клуб. Мы посещаем православные сайты из других стран и сербские
сайты. Каждую неделю приходят поэты. Они представляют свои книжки,
поэзию и прозу. И это не обязательно, чтобы все были православные. Вход
открыт для всех.
В клубе мы познакомились со священником
Владиславом Радуйковичем. Через несколько дней ему предстояло уехать
служить в США на сербское подворье в Нью-Йорке. Накануне отъезда он
собирался поехать в монастырь Гомионица, рядом с которым прошло его
детство. Отец Владислав предложил нам отправится туда вместе с ним.
[!Сюжет: монастырь Гомионица]
Священник Владислав
Радуйкович: – Гомионица – это мое сердце, потому что я родился в этих
местах, а мой отец был священник. Во времена коммунизма он помогал
монахиням восстанавливать монастырь, собирал деньги на строительство и
бывал там практически каждый день. Тогда я был ребенком, и он брал меня с
собой. Я помогал, как мог, гулял вокруг монастыря, играл там. Это мой
второй дом - этот монастырь. Все монахини монастыря и матушка – моя семья,
точно такая же, как и моя семья настоящая.
По преданию, монастырь
Гомионица был основан самим святым Саввой. Здесь сохранились древние
реликвии. Это рукописное Евангелие XIV века.
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
 |
|
Оно написано на старосербском языке. Сохранившаяся в алтаре
монастырского храма фреска Богородицы относится к первой половине XVI
века.
Обитель сильно пострадала в годы II Мировой войны.
Священник, служивший здесь, был убит. Возрождать монастырь стали в 1950
году. И почти сразу сюда пришла матушка Евфимия. Она рассказала, что
восстанавливать обитель в ту пору помогали русские монахини.
Гомионица славится своим святым источником, вода из которого
многим помогла в исцелении от душевных и телесных недугов.
В
переводе с сербского Баня Лука означает – «купальня святого Луки».
Название города объясняется расположенными в его окрестностях термальными
источниками. По своему составу они считаются одними из лучших на Балканах.
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
 |
|
В районе Мало Брашко к северу от Баня Луки также много термальных
источников. В этой местности расположен удивительный храм, построенный в
первой половине XVIII века. Священник Драган Савич рассказал, что во время
турецкого ига христианам запрещали строить храмы на возвышенностях и в
центре крупных поселений. Тогда сербы построили храм среди глухих лесов и
за одну ночь перенесли его сюда. Турки были крайне удивлены – откуда могла
взяться церковь? Им сказали, что это Божье чудо, и храм остался
нетронутым. Еще одна особенность церкви: низкая дверь. Она сделана для
того, чтобы иноверец не смог въехать в неё верхом.
Священник
Драган Савич: – Церковь состоит из всех присущих ей элементов. Здесь
есть притвор, центральная часть и алтарь. Сейчас мы его откроем.
Церковь Рождества Богородицы не только уникальный памятник истории
и архитектуры. Много лет здесь не прерывается церковная жизнь, служится
Божественная Литургия.
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
 |
|
В годы Османского владычества хранителями православной веры были не
города, а разбросанные по разным уголкам Боснии монастыри. В них не только
возносили молитвы к Господу, но и сохраняли национальную культуру.
Сюжет: монастыри Добрун и Рмань
Монастырь Добрун.
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы – выдающийся образец
средневековой архитектуры такого. На западной стене храма уцелели фрески
середины XIV века.
Монастырь Рмань был основан во второй половине
XV века. Здесь действовали иконописная и книжная школы. Долгое время он
был самым западным сербским монастырем. Но, увы, его не обошла стороной
участь многих сербских святынь. Епископ Бихачско-Петровацкий Хризостом
рассказывает, что в 1663 году монастырь сожгли турки, но местные жители
вскоре его восстановили. В 1784 году во время австро-турецкой войны
монастырь снова был сожжен. И еще раз через сто лет турки вновь подожгли
обитель. Тогда окончательно были уничтожены все старинные росписи. В
последний раз до основания монастырь был разрушен 23 апреля 1944 года во
время немецкой бомбардировки. Тогда здесь размещался госпиталь для
раненных партизан.
Прошли годы, и что же, обитель вновь
воссоздана. Четыре раза ее полностью сжигали, и четырежды восстанавливали.
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
 |
|
Сегодня в Боснии и Герцеговине более 30 православных монастырей. Почти
у всех у них одни судьба – сожжения, разрушения, убийства монахов и
последующие восстановления вопреки всему.
Вспомнились слова
матушки Евфимии: «У сербов вера крепче камня. Она помогает им справляться
со всеми бедами, которые претерпевает Церковь и страна».
Сюжет:
монастырь Липье
А мы спешим по горным перевалам дальше в другой
монастырь Республики Сербской – Липье. Он построен и укреплен многими
поколениями боснийских сербов. Каждое новое восстанавливало то, что
разрушили иноземные завоеватели при их дедах и прадедах.
Иеромонах Стефан (Шарич), настоятель монастыря Липье: –
Самые плохие дни были в конце XVII века. Турки, после поражения под Веной
озлились, потому что перый раз после Косово, сербы открыто воевали на
стороне христиан против турок. После поражения они все пытались
уничтожить, и наш монастырь также был уничтожен. Сам монастырь – стены из
XIII века, а купол новый стоит. Все строилось 20 лет тому назад.
***
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: –
В 1876 году в Болгарии, Сербии и Черногории вспыхнули восстания против
турецкого владычества. На помощь сербам из России выехало до 5 тысяч
добровольцев. В Москве и Петербурге были созданы славянские комитеты.
Собранные в России пожертвования исчислялись в миллионах рублей. Турецкие
войска со страшной жестокостью подавили восстание. Угроза нависла над
самим существованием балканских славян.
Сюжет: Сербия в период
мировых войн
В 1877 году Россия объявила войну Турции.
Героическая борьба русских войск завершилась освобождением балканских
народов от турецкого ига. Сербия стала независимой, а Босния была
насильственно присоединена к Австро-Венгрии. В последствии боснийский
кризис стал толчком для развязывания I мировой войны.
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
 |
|
В историю сербов XX век вошел трагической страницей. Сербский народ
трижды подвергался уничтожению. В годы I Мировой войны Сербия потеряла
каждого второго своего солдата. В апреле 1941 года фашистская Германия
напала на королевство Югославия. На части ее территории было провозглашено
марионеточное Независимое Государство Хорватия. Был разработан страшный
план: «Треть сербов должна стать католиками, треть должна умереть, треть –
покинуть страну». Фашисты умели воплощать свои планы. Хорватские усташи
истребляли сербов только за то, что они исповедовали православную веру.
Появились многочисленные концентрационные лагеря, среди которых особой
жестокостью выделялся лагерь «Ясеновац». В нем были убиты тысячи сербов,
евреев и цыган. Жители сел и даже целых местностей вырезались. Этот нож,
закрепленный на руке, получил специальное название «сербосек».
|
|
|
|
 |
|
|
нож-сербосек |
|
 |
|
Иногда местом расправы становились православные церкви. В Боснии и
Герцеговине действовал «отдел по разрушению сербских церквей». 26 июня 41
года хорваты-усташи ворвались в монастырь Житомислич. Они убили всех
насельников и настоятеля монастыря. Многие строения, среди них библиотека,
архив, ризница и музей были уничтожены. В огне пожара сгорело собрание
рукописных и печатных книг XVI-XVII веков. Всего за годы II Мировой войны
в Боснии было уничтожено 92 православных храма. Еще в 41 году были убиты
три православных епископа. Одним из первых епископ Банялуцкий Платон. От
него потребовали разрушить православный собор в Баня Луке, а самому
немедленно покинуть город.
|
|
|
|
 |
|
|
Священномученик Платон |
|
 |
|
Сюжет: священномученик Платон
Иеромонах Платон
(Йович): – Католики предполагали, если епископа, пастыря выгонят из
епархии, тогда народ перейдет в католичество. Но священномученик остался
со своим народом. И ночью с 4 на 5 мая усташи пришли к нему в дом и из
постели забрали его - больного. Вместе с ним забрали и
протоиерея-благочинного из города Градича священника Душана Суботича. Их
отвезли недалеко от города и зверски убили и бросили в реку Вырбас.
10 лет назад на Архиерейском соборе Сербской Православной Церкви
епископ Платон был причислен к лику святых. Ныне мощи священномученика
Платона покоятся в Банялуцком Троицком соборе.
Еще одно испытание
выпало на долю сербов с началом распада Югославии.
|
|
|
|
 |
|
|
После бомбардировки авиации
НАТО |
|
 |
|
Сюжет: образование Республики Сербской
В 1992 году
мусульманин Алия Изетбегович потребовал от Белграда признания
независимости Боснии и Герцеговины. В ответ боснийские сербы объявили о
создании своего государства в Боснии. Страны НАТО заняли антисербскую
позицию.С февраля 1994 года военная авиация и артиллерия НАТО стали
наносить удары по позициям и тылам боснийских сербов. Под прикрытием
бомбовых ударов началось новое наступление мусульмано-хорватских сил. Но
сербы тогда выстояли. И 8 сентября 1995 года на переговорах в Женеве
международное сообщество признало факт существования Республики Сербской.
Зоран Костич, председатель Союза писателей Республики
Сербской: – Думаю, что этим фактом мы показали России какую опасность
несет новый мировой порядок, глобализация…И вот уже на первом шаге они
поломали зуб здесь, у нас. И это не прощается нам. И вот Косово –
последствия этого, которые мы терпим. Но это все планы нашествия на
Россию.
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
 |
|
250 тысяч сербов – беженцев из Косово, не первые беженцы в новейшей
истории сербского народа. В 1995 годуоколо 300 тысяч бежали из районов
Хорватии, где они проживали столетиями. Некоторые из них поселились здесь
в Петричевце пригороде Баня Луки. Настоятель Петропавловского храма отец
Воё рассказал, что беженцы принесли с собой только то, что сумели унести в
руках. Но это очень трудолюбивые и верующие люди. Как только они немного
наладили жизнь на новом месте, они начали строить храм. И построили его
всего за год. Храм Петра и Павла – один из десяти новых храмов Баня Луки,
построенных за пять лет. Всего же за последние 20 лет в Республике
Сербской построено 150 новых храмов. В них всегда много молодежи. Когда на
конференции Международного фонда единства православных народов,
проходившей в Баня Луке, журналисты спросили у епископа
Захумско-Герцеговинского и Приморского Григория с чем это связано, он
ответил: «Наши молодые люди на своих плечах вынесли бремя войны. Они
участвовали в боях, столкновениях, видели смерть своих близких и
товарищей. И для молодых жителей Республики Сербской вопрос жизни, вопрос
смысла жизни не является отвлеченным понятием. И поэтому они пошли в
церковь и там нашли и утешение и смысл».
Валерий Алексеев,
президент Фонда единства православных народов – Сербский народ – это
народ-мученик. Почему так? Я прихожу к мысли, что сербский народ несет
особую миссию в этом мире. Он некий форпост православного мира. Он дальше
всех продвинулся на Запад и является передовым отрядом православного мира.
И он испытывает на себе все риски и кризисы этого соседства с другой
цивилизацией. Сербский народ находится на этой пресловутой оси
цивилизаций. И эта ось испытывает огромные перегрузки. И эта ось разлома
волею судьбы и Божьей волей целиком задела сербов. Столкновение
цивилизаций - это не миф. Это жестокая реальность. И я думаю, что сербы
выполняют миссию приуготовленную всему православному миру.
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – История России многими
нитями связана с сербской историей. Именно русские монахи показали
молодому принцу Растко Неманичу путь на Афон, а русская церковь уже в
средние века стала почитать святого Савву Сербского и внесла его в свой
календарь. Или вспомним о том, что после революции именно в Сербии русские
эмигранты нашли гостеприимное убежище.
В начале I Мировой войны в
своем «Слове о Сербии» Леонид Андреев писал: «…в Сербии нас любят –
горячей, искренней, почти нежной любовью. Нас так мало любят вообще и так
мало уважают. И тем более мы должны дорожить этой нежной и доверчивой
любовью: в ней залог не только сербского, но и нашего возрождения. Множьте
любовь!» Наша программа подошла к концу. В следующую субботу мы встретимся
снова. Я буду отвечать на ваши вопросы в течение всей программы. Её тема:
священник и прихожанин. А сейчас я прощаюсь с вами и желаю вам всего
доброго. Храни вас Господь!
|