|
|
|
|
 |
|
|
Вечерний Иерусалим |
|
 |
|
Телепрограмма «Православная энциклопедия»
(Прямой
эфир на канале ТВЦ 26.01.08)
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: – Здравствуйте. В прямом эфире «Православная
энциклопедия». «Есть ли в мире другая земля, где бы сочеталось столько
дорогих для человеческого сердца воспоминаний?» - писал о Святой земле И.
А. Бунин. Начиная с игумена Даниила, совершившего свое хождение в
Палестину еще в XII веке, суда устремлялись сотни тысяч паломников, чтобы
пройти по дорогам Евангельских событий. Русская Палестина – так называют
храмы, монастыри, подворья, построенные и приобретенные на Святой земле
русскими людьми. Кто создавал Русскую Палестину, удалось лти сохранить это
наследие до наших дней, что ждет ее в будущем? Об этом мы поговорим
сегодня с заместителем председателя Русского Палестинского общества,
ведущим научным сотрудником Института Российской истории АН Николаем
Лисовым. Звоните и задавайте вопросы. А в начале, как всегда – новости.
* * *
Святейший Патриарх Алексий совершил
богослужение в день памяти Святителя Филиппа
22 января, в день
памяти Святителя Филиппа, митрополита Московского, Святейший Патриарх
Алексий возглавил богослужение в Успенском соборе Кремля. Он поклонился
раке, где покоятся мощи Святителя, и отслужил Божественную литургию.
|
|
|
|
 |
|
|
Свт. Филипп, митрополит
Московский |
|
 |
|
Святитель Филипп родился в начале XVI века. Молодым он направился в
Соловецкий монастырь, принял постриг, а затем стал настоятелем обители.
Московскую кафедру митрополит Филипп возглавил в тяжелое время опричнины.
Он без страха обличал царя Иона Васильевича, заступаясь за невинных и
напоминая о милосердии. Иоанн Васильевич заточил Святителя в Тверской
Отроч монастырь, а затем убил, руками Малюты Скуратова.
Святитель
Филипп был канонизирован в середине XVII века в связи с многочисленными
исцелениями по молитвам у его мощей. Тогда же рака с его святыми мощами
была перенесена в Успенский собор Кремля.
|
|
|
|
 |
|
|
Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru |
|
 |
|
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: – Когда я
совершаю Богослужение в этом храме, я чувствую свою сопричастность с нашей
историей, ибо все важнейшие события истории России и Русской Православной
Церкви проходили в этом Успенском соборном храме.
На богослужении
присутствовали лауреаты премии Фонда единства Православных народов за 2007
год Президент Республики Молдова Владимир Воронин, и Ее Высочество
принцесса Катарина – супруга Престолонаследника Сербии и Югославии
Александра II Карагеоргиевича.
* * *
Вручение
премий Фонда единства Православных народов
21 января в зале
Церковных соборов Храма Христа Спасителя прошла ежегодная, восьмая
церемония награждения лауреатов Премии Фонда единства православных
народов. Лауреатами премии за 2007 год стали Блаженнейший Архиепископ
Афинский и всея Эллады Христодул за личный вклад в укрепление Православия
в Европе, Президент Республики Молдова Владимир Воронин за поддержку
канонического Православия в Молдове, Министр иностранных дел России Сергей
Лавров за помощь в развитии межправославных связей, принцесса Катарина –
супруга кронпринца Сербии и Югославии Александра II Карагеоргиевича за
большую благотворительную и гуманитарную деятельность, Православная
Патриаршая семинария в Найроби, Кения (Александрийский Патриархат) за
распространение православия в Африке. Святейший Патриарх тепло поздравил
лауреатов с наградой.
|
|
|
|
 |
|
|
Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru |
|
 |
|
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: – Вдвойне
отрадно, что деятельность лауреатов, получая высокое международное
признание, становится примером для подражания многим людям современного
мира.
Премия «За выдающуюся деятельность по укреплению единства
православных народов» – одна из самых престижных премий в православном
мире.
* * *
Конференция памяти архимандрита
Антонина (Капустина)
В Паломническом центре Московского
Патриархата прошла церковно-научная конференция, посвященная 190-летию со
дня рождения архимандрита Антонина (Капустина) и 160-летию Русской
духовной миссии в Иерусалиме. Организаторы форума - отдел внешних
церковных связей, Императорское православное палестинское общество и
Российская академия наук. В конференции приняли участие историки,
искусствоведы, философы, дипломаты.
Почти 30 лет, начиная с 1865
года, архимандрит Антонин возглавлял Русскую духовную миссию на Святой
Земле. Выдающийся историк-византист, археолог и археограф, лингвист и
нумизмат, он был достойным представителем русского учёного монашества. Но
главная его заслуга в том, что он приобрел на Святой Земле для Русской
Православной Церкви большое количество земельных участков и недвижимости,
построил здесь храмы и монастыри, паломнические приюты и школы для
местного арабского населения. Именно архимандрит Антонин положил основание
в создание того уникального исторического наследия, которое мы называем
Русской Палестиной.
* * *
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: – В последнее время в средствах массовой информации
появились сообщения о том, что Израиль собирается передать России
знаменитое Сергиевское подворье, когда-то полностью ей принадлежавшее.
Сергиевское подворье – часть так называемой «Русской Палестины». А
начиналась она с создания Русской духовной миссии в Иерусалиме.
|
|
|
|
 |
|
|
Палестина. Море Галилейское |
|
 |
|
«Русская Палестина»
Предложил создать Русскую духовную
миссию в Иерусалиме и стал ее первым начальником в 1847 году выдающийся
историк и археолог архимандрит Порфирий (Успенский). Он открыл здесь
православное греческо-арабское училище, типографию и несколько школ.
|
|
|
|
 |
|
|
Памятник архимандриту Порфирию
(Успенскому), начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в
1847-1854 гг. |
|
 |
|
В 1865 году Русскую духовную миссию возглавил архимандрит Антонин
(Капустин). Одной из первых его покупок в Святой Земле стал знаменитый
Мамврийский дуб в Хевроне, - место явления Аврааму Святой Троицы. Позже, в
1914 году, здесь будет построен храм Святых праотцев - последний русский
храм в Святой Земле, возведенной до революции.
|
|
|
|
 |
|
|
Мамврийский дуб. Фото - свящ. П.
Конотопов |
|
 |
|
В 1870 году архимандрит Антонин приобретает участок на Елеонской горе,
строит здесь храм с 60-метровой колокольней, получившей в городе название
«Русская свеча». 300-сот пудовый колокол, пожертвованный соликамским
купцом Рязанцевым, русские богомольцы, в большинстве женщины, сами
перенесли из Яффы на Елеон, а это 70 верст. Здесь, в Вознесенском храме на
Масличной горе его основатель завещал и похоронить его.
|
|
|
|
 |
|
|
Горненский монастырь, Иерусалим |
|
 |
|
Любимое детище архимандрита Антонина – селение Горнее, где он мечтал
«создать приют для именитых русских отшельниц, желающих в невозмутимой
тишине окончить дни своей тревожной жизни». По всей России начался сбор
пожертвований.
|
|
|
|
 |
|
|
Горненский монастырь, Иерусалим |
|
 |
|
«Христианнейшая графиня» Ольга Евфимиевна Путятина. Она построила
несколько амбулаторий в Назарете и Бетджале. Кавалерственная дама Мария
Михайловна Киселева, построила храмы в Иерихоне и Назарете. Член
Государственного совета Борис Павлович Мансуров, строитель Троицкого
собора, Елизаветинского и Мариинского подворий, то есть гостиниц для
паломников. Игумен Вениамин, основатель Вениаминовского подворья…
Простые люди жертвовали свои копеечки на знаменитых «вербных»
сборах – в Вербное воскресенье перед Пасхой.
|
|
|
|
 |
|
|
Памятник архимандриту Антонину
(Капустину), начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в
1865-1894 гг. |
|
 |
|
Всего за время своего служения на Святой Земле архимандрит Антонин
приобрел более четырехсот тысяч квадратных метров земли.
В 1882
году создается Православное палестинское общество, получившее почетное
именование Императорского. Первым его председателем стал великий князь
Сергей Александрович, а после его гибели - его супруга великая княгиня
Елизавета Федоровна.
В 1886 году в Иерусалиме Общество начинает
строить Сергиевское подворье, - рядом с Троицким собором, зданием Русской
Духовной Миссии, консульством, больницей, Мариинским и Елизаветинским
подворьями. До революции Палестинскому обществу и Русской духовной
миссии на Святой Земле принадлежало 70 участков земли с храмами,
монастырями, школами, больницами, подворьями, вмещавшими до 10 тысяч
паломников в год.
После 1917-го все, что принадлежало России в
Палестине, - осталось без всякой поддержки. Миссия оказалась в подчинении
Русской Зарубежной Православной Церкви, много сделавшей для сохранения
нашего достояния в Иерусалиме.
|
|
|
|
 |
|
|
Храм в честь Казанской иконы Божией
Матери, Горненский монастырь, Иерусалим |
|
 |
|
В 1948 году после создания государства Израиль большая часть российской
собственности была возвращена России. В 1964 году Хрущев почти полностью
продал ее Израилю за бесценок.
Сегодня половину здания Русской
Духовной Миссии занимает Мировой суд Иерусалима, Елизаветинское подворье -
полиция, Николаевское – Министерство юстиции, Мариинское – «музей
еврейского сопротивления против английской оккупации».
* *
*
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Напоминаю,
что сегодня мы будем говорить о «Русской Палестине», этом уникальном
феномене, созданном русскими людьми на Святой Земле. Гость нашей программы
- заместитель председателя Императорского православного палестинского
общества ведущий научный сотрудник Института российской истории Академии
наук Николай Лисовой. Здравствуйте, Николай Николаевич.
Николай
Лисовой: – Здравствуйте, отец Алексий!
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: – Расскажите пожалуйста, чем сегодня занимается
Православное Палестинское общество, зачем оно нужно и какие цели ставит
перед собой?
Николай Лисовой: – Православное Палестинское
общество вот уже 125 лет ставит перед собой цель – облегчить русскому
человеку путь в Святую землю. Оно занимается Библейским и Византийским
палестиноведением – научно разработкой вопроса. Кроме того, оно занимается
гуманитарными связями с народами Святой земли и стран «Библейского
региона». И -самая главная задача – помощь русскому паломнику в Святой
земле.
|
|
|
|
 |
|
|
Виа Долороса. Фото - В. Скиф |
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – А что является наиболее
актуальным?
Николай Лисовой: – Сегодня мы ставим вопрос о
восстановления деятельности Палестинского общества в полном объеме на
Святой земле и Ближнем востоке.
Ведущий – протоиерей Алексий
Уминский: – Ваше общество ставит перед собой задачу возвращения того,
что когда-то принадлежало Русской Палестине?
Николай
Лисовой: – Безусловно, да. Вот сейчас появились сообщения о том, что
Израиль собирается передать России знаменитое Сергиевское подворье,
когда-то полностью ей принадлежавшее. Сергиевское подворье – часть так
называемой «Русской Палестины», одно из знаковых зданий, принадлежащих
России, потому что никто и никогда не оспаривал собственности России на
это здание.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – На
каком этапе сейчас находятся эти переговоры? В собственность России или
Русской Православной Церкви ?
Николай Лисовой: – В
собственность России. Традиционно, собственность России на Святой земле
была з-х категорий: собственность Русской Православной Церкви – то, что
приобрел и построил архимандрит Антонин (Капустин); собственность
государственная – консульство и подобные ему здания; и собственность
частная – собственность Императорского Православного Палестинского
общества. Но по условиям турецкого законодательства, которое не позволяло
частным обществам иметь владения в Святой земле, большая часть имущества
была записана на председателя Общества – великого князя Сергия
Александровича – частное лицо. Из-за этого получились споры о наследстве,
которые имеют место до сих пор.
Ведущий – протоиерей Алексий
Уминский: – В каком состоянии сейчас Сергиевское подворье?
Николай Лисовой: – Сергиевское подворье частично занято
министерством сельского хозяйства Израиля, частично обществом охраны
природной среды. 11 января уже состоялся обмен официальными нотами о
непосредственных формах осуществления передачи права собственности России.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Можно ли сказать,
что с этого момента начнется возвращение земель Русской Палестины, или это
вопрос сложный?
|
|
|
|
 |
|
|
"Купол Скалы" и Елеонская гора, вид из
городской крепости. Фото - А. Сергеев |
|
 |
|
Николай Лисовой: – В настоящее время из огромного числа 70-и
объектов, принадлежавших России в Святой земле, не возвращено несколько,
один из которых – участок у Дамасских ворот – уже освоен, и можно лишь
требовать компенсации.
Ведущий – протоиерей Алексий
Уминский: – В сюжете было сказано, что Хрущев продал Израилю все эти
земли за бесценок. Имеется ввиду, так называемая, «Апельсиновая сделка», в
результате которой мы лишились своей собственности на Святой Земле?
Николай Лисовой: – В 1948 году были достигнуты
договоренности, что Израиль вернет России собственность. В 50-51 гг. почти
все было возвращено, за исключением нескольких объектов, и того, что
осталось на иорданской территории. Эти объекты перешли в ведомство РПЦЗ и
Зарубежного палестинского общества. Советское правительство не имея
представления о пользе для народного хозяйства участков и храмов на Святой
земле и будучи весьма прагматичным, стало примитивно решать, что делать с
этими объектами. Вместо того чтобы закрепится в Израиле и воспользоваться
наследством отцов и дедов, посол сказал: «Продать…» Переговоры велись
долго и изнурительно. российская сторона требовала 7, а Израиль давал 3
миллиона долларов. Сошлись на 4,5… Сумма абсолютно символическая для
русского города в центре исторического Иерусалима.
|
|
|
|
 |
|
|
Храм Гроба Господня |
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Величайшая святыня
Иерусалима – Храм Гроба Господня. Но именно там, как известно, постоянно
происходят конфликты. С чем это связано? А кому принадлежит этот храм?
Николай Лисовой: –Храм Гроба Господня принадлежит
Православной, Католической и Армянской Апостольской Церквам. В нем имеют
алтариКоптская, Сирийская и Эфиопская Церкви.
Ведущий –
протоиерей Алексий Уминский: – А «Святогробское братство» имеет
какое-то отношение к Палестинскому обществу? Николай Лисовой: –
«Святогробское братство» - монашеская корпорация греческого духовенства,
которая определяет всю иерархическую жизнь Святой земли. Это около 100-120
человек, преимущественно приезжие греки, и они с 1534 года традиционно
занимают все иерархические должности в Святой земле. Иногда это вызывало
серьезные конфликты между основной арабской православной паствой и пришлым
греческим духовенством. Православное палестинское общество всегда должно
было работать с греческим духовенством, но поддерживать и защищать
интересы православной арабской паствы.
|
|
|
|
 |
|
|
Фото - М. Левит |
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Часть собственности в
Святой Земле находилась в ведении Русской Православной Церкви заграницей.
И у нас были очень серьезные конфликты из-за этого в прошлый период. Как
сейчас изменилась ситуация после воссоединения Церквей?
Николай
Лисовой: – Отношения после подписания Акта воссоединения Русской
Православной Церкви потеплели, а процесс сближения уже шел в последние
годы. Теперь можно сказать о том, что прекратили существовать так
называемые в Иерусалиме «красная» и «белая» Церкви. Имущественные вопросы
всегда сложны, а событие 17 мая оставило их за скобками. Все осталось так,
как было, но у Русской Православной Церкви МП есть возможность служить и
сослужить на тех же алтарях, что и РПЦЗ, и наоборот.
|
|
|
|
 |
|
|
Виа Долороса. Место третьей остановки
Иисуса Христа на Крестном пути |
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Спасибо, Николай
Николаевич, за содержательную беседу. А сейчас пришло время нашей
постоянной рубрики «Московские святыни».
«Московские святыни»:
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне
Когда-то здесь
протекал левый приток Москвы-реки – Пресня, по которому и были названы
окрестные земли. По берегам Пресни раскинулись Тверская ямская и
Грузинская слободы, села Воскресенское и Кудрино.
Вплоть до конца
XIX века на этой когда-то тихой городской окраине стояли дачные домики с
мезонинами и крестьянские избы, окруженные огородами и садами.
Многолюдно было лишь возле Зоологического сада в дни народных
гуляний. Чтобы и сегодня почувствовать тишину этих мест, спустимся от
станции метро «Краснопресненская» к улице Заморёнова (раньше она
называлась Средняя Пресня) и свернем в Малый Предтеченский переулок.
Название переулку дал храм Рождества Иоанна Предтечи. Первое
письменное упоминание о нем относится к 1685 году. Сначала он был
деревянным. В 1714 году начали возводить каменный, но отложили - из-за
Указа Петра Первого, по которому везде, кроме Петербурга запрещалось
строить каменные здания. Позже строительство продолжили. Нынешний свой вид
храм приобрел к концу XIX века.
Храмовую икону - «Рождество
святого Иоанна Предтечи» - написал в 1686 году иконописец Оружейной палаты
Ефим Иванов.
А это очень редкий по иконографии образ Пресвятой
Богородицы «Бысть чрево Твое Святая Трапеза», или Никейская икона Божией
Матери. Богоматерь с воздетыми руками, а перед Ней - престол с потиром, в
котором стоит Младенец Христос.
Предание рассказывает, что некто
Константин, живший в городе Никее в 304 году, увидев этот образ, бросил в
него камень и начал попирать ногами. Во сне ему явилась Богородица и
сказала: «Ты учинил великое поругание Мне. Знай, что ты сделал это себе на
погибель». И когда Константин вместе с другими горожанами, защищавшими
город от неприятеля, поднялся на крепостную стену, он внезапно был поражен
в голову камнем и пал бездыханным.
Храм Рождества Иоанна Предтечи
на Пресне никогда не закрывался и даже пополнился святынями из
уничтоженных московских церквей. А иконам, хранившимся еще в первом,
деревянном храме, поклоняются до сих пор.
* * *
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Наша программа
подошла к концу. Ее электронную версию Вы всегда найдете на нашем сайте
«Седмица.Ru» Там же Вы узнаете и много интересного из религиозной жизни со
всего света. А мы с Вами встретимся через неделю и совершим путешествие в
Муром. С этим древним русским городом связаны имена более чем двадцати
русских святых, среди которых Илья Муромец и благоверные Петр и Феврония.
Всего Вам доброго! Храни Вас, Господь!
|