Телепрограмма «Православная энциклопедия»
(Прямой
эфир на канале ТВЦ 30.08.08)
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: – Здравствуйте. «Православная энциклопедия» на
берегах Днестра. Сегодня мы побываем во многих храмах и монастырях
Приднестровья. Начнем мы наше путешествие в Тирасполе – в столице
Молдавско-Приднестровской Республики. В Приднестровье действует
Тираспольско-Дубосарская епархия Русской Православной Церкви, и уже 10 лет
ее возглавляет архиепископ Юстиниан.
|
|
|
|
 |
|
|
Христос Спаситель. Фреска колокольни
Ново-Нямецкого монастыря |
|
 |
|
Архиепископ Юстиниан был рукоположен в сан в 1995 году, а через 3 года
был назначен правящим архиереем новообразованной Тираспольской и
Дубосарской епархии. Хотя епархия совсем молодая, земля, на которой она
расположена, имеет глубокие православные корни.
В период
Средневековья Приднестровье входило в Киевскую Русь, а потом в
Галицко-Волынское княжество. Часть его территории долгое время находилась
под влиянием татар и турок, а потом была под влиянием католической Речи
Посполитой. И тем не менее, православная жизнь здесь никогда не замирала.
Некогда крупный город Рашков ведет свою историю с 1402 года. В
XVII веке в нем насчитывалось 7 православных церквей.
Ведущий –
протоиерей Алексий Уминский: – Это развалины древнего Покровского
храма. Павел Алеппский в своих воспоминаниях говорит о том, что Патриарх
Антиохийский Макарий, приезжая в Москву к царю Алексею Михайловичу, был
поражен благочестием жителей Рашкова. Все были образованы, знали Священное
Писание и пели в церкви.
* * *
В левобережной части
Молдавии Советская власть просуществовала значительно дольше, чем на
правобережье. Поэтому атеистическая пропаганда сильно ударила по
Приднестровью. Сегодня в Рашкове действует всего один православный храм, и
прихожан в нем не много. После хрущевских гонений в Приднестровье вообще
уцелело только 4 прихода.
Архиепископ Тираспольский и
Дубосарский Юстиниан: – В Тирасполе не сохранилось ни одного
церковного здания. Все церкви были взорваны. И существующие сейчас в
Тирасполе пять церквей с приходами все – выстроенные вновь.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – А сколько новых
храмов было построено за последние 10 лет?
Архиепископ
Тираспольский и Дубосарский Юстиниан: – Не много. Экономическая и
политическая ситуации здесь очень сложны. Примерно в пределах десяти
храмов.
* * *
Самый большой храм в
Тираспольско-Дубосарской епархии построен недавно в городе Рыбнице. По
своей значимости собор Архангела Михаила сравнивают в Приднестровье с
московским Храмом Христа Спасителя.
Игумен Савватий (Хрущ).
ключарь Михаило-Архангельского собора: – храм строился долго и
медленно. Качествкенный скачок в строительстве произошел в последние 2
года, когда мы колоссальными темпами смогли подготовить собор к освящению.
Огромный труд, силы и здоровье приложили множество людей, отдали все,
чтобы этот праздник состоялся. И сегодня. по милости Божией, мы имеем
великолепный собор, украшение города и всей Республики.
* * *
Сегодня в Приднестровье открыто около 70-и храмов
и 2 монастыря. Иоанно-Предтеченский мужской монастырь на границе
Каменского и Рыбницкого районов, и Петропавловский женский монастырь в
городе Бендеры. Здесь уже живет более 40 сестер. Духовник обители,
протоиерей Сергий Тодоров рассказал, что монастырь образовался очень
быстро.
Протоиерей Сергий Тодоров: – Монашество – это
рвение души. Здесь, в Приднестровье, образовался духовный вакуум. Люди
жили, и среди них появлялись души, стремящиеся к Богу. Эти прихожане стали
моими родными: и это Сережа – житель Бендер, и его сын Андрюша. Это и мой
внук тоже. Они приходили ко мне за благословением на свадьбу, потом,
крестили детей. Я благословлял и на замужество, и на монашеский подвиг.
Главное – чтобы душа была христианкой!
Среди монастырей,
расположенных на земле Приднестровья, особое место занимает
Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий мужской монастырь. Он был основан в
середине XVIII века учениками великого старца Паисия Величковского. Одна
из главных святынь обители – сохранившийся посох старца.
Святой
Паисий был одним из игуменов Нямецкой лавры. Свою жизнь он посвятил
возрождению старинных традиций монашества, перевел множество трудов с
греческого на церковно-славянский язык, создал устав и чин общежительной
жизни, учил братию непрестанно Иисусовой молитве. После кончины святого
Паисия Нямецкая лавра претерпела серьезные изменения. в первой половине
XIX века румынское правительство ввело закон о секуляризации монастырских
земель, запретило Богослужение на церковно-славянском языке. В Нямецкой
лавре был нарушен устав преподобного Паисия.
Иеромонах
Христофор (Вахабов): – Поэтому к 1862 году оттуда уходит братия,
которая желает сохранить устав прп Паисия. Исшедшую братию возглавляет
иеромонах Феофан (Кристя), который является основателем монастыря. Поэтому
монастырь получает название Ново-Нямецкий. Название было сохранено потому,
что задача была сохранить уставы прп. Паисия Величковского.
|
|
|
|
 |
|
|
Схиигумен Феофан (Кристя) |
|
 |
|
В селе Кицканы братия основала новую обитель. Были построены
удивительные по красоте храмы, собрана богатая библиотека. Некоторые книги
в ней относятся к XV веку. Традиции уважительного отношения к культуре и
образованию продолжились.
* * *
Ведущий –
протоиерей Алексий Уминский: – Храмы здесь построены в совершенно
различных стилях – византийском, румынском, здесь работали русские
мастера, ученики Васнецова и современные иконописцы, которые учились в
России. Колокольня расписана иконописцами из Румынии. Такова особенность
этой земли, соединившей разные народы и разные традиции в единстве
Православия.
|
|
|
|
 |
|
|
Сошествие во ад. Фрески колокольни
Ново-Нямецкого монастыря |
|
 |
|
Колокольня Ново-Нямецкого мужского монастыря самая большая во всей
Молдавии. Ее высота 70 метров. Ныне в обители по-прежнему соблюдается
устав Паисия Величковского.
|
|
|
|
 |
|
|
Колокольня Ново-Нямецкого
монастыря |
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Приднестровская
Молдавская Республика – это многонациональное государство. Какие народы
населяют сейчас и исторически населяли Приднестровье?
Архиепископ Тираспольский и Дубосарский Юстиниан: – Левый
берег Днестра долгое время был буферной зоной для крымских татар, зоной,
которая защищала Северное Причерноморье от проникновения войск из Москвы.
Отрезок пути от Днестра и до южного Буга был преднамеренно опустошен. Не
было ни городов, ни селений. Бывшее здесь в XI – XIII веках обширное
славянское население было уведено в рабство и продано на невольничьих
рынках Крыма. К XVI-XVII векам этот край был опустошен, население было
редким. На правом берегу молдаван было много, а их села – многочисленны,
на левый же берег молдаване не решались заходить. Заселение этих земель
началось с момента прихода в эти края русских полков под предводительством
Суворова. Тогда стали возникать казачьи села, пришли и обосновались здесь
молдаване, пришло и великоросское население, возникли села из немецких
колонистов. Наш край заселялся и с Балкан – сюда были приглашены болгары.
На данный момент мы являемся образом Святой Троицы, к моему счастью как
архиерея и как гражданина, у нас нет доминирующей национальности: по 30%
молдаван, русских и украинцев. А также болгары, гагаузы, белорусы.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – А на каком языке
здесь говорят?
Архиепископ Тираспольский и Дубосарский
Юстиниан: – Слава Богу, и этот вопрос был решен полюбовно. Исходя из
реалий было официально провозглашено 3 государственных языка. Это не
только не только официальная декларация, но и наполняемость реальными
делами. Есть украинские и молдавские школы, есть свои печатные органы на
всех 3-х языках. Естественно, что большей частью языком межнационального
общения выступает русский язык. Но, я думаю, что это никого и нисколько не
обижает. Есть села где на русском языке говорят плохо. Здесь люди живут
ощущая себя полноправными гражданами. У них есть и телевидение и радио, и
газеты, и образование на родном языке.
|
|
|
|
 |
|
|
Успенский храм, котором хранится посох
прп. Паисия Величковского |
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Владыка, Вам приходится
служить в разных местах. На каком языке Вы служите в молдавских селах?
На молдавском. Исходя из своих небольших кадровых возможностей я,
как начальник духовный должен разместить кадры так, чтобы в молдавском
селе служил молдаванин, в районном центре был и русско- и молдаво-язычный
священник, да и украинец, чтобы мог произнести проповедь по-украински.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Вам, как правящему
архиерею приходится говорить на всех языках, на которых говорят Ваши
прихожане?
Архиепископ Тираспольский и Дубосарский Юстиниан:
– Конечно, а как же иначе?
|
|
|
|
 |
|
|
Свято-Вознесенский собор |
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – В храмах Приднестровья
службы идут на многих языках: Церковно-славянском, Гагаузском, Молдавском.
Кстати, Молдавский язык соединяет в себе две культуры: западную и
восточную. «Господи помилуй» по-молдавски звучит так: «Домне, милуеште».
«Доминус» – по-латински «Господь», «милуеште» – по-славянски «помилуй».
Преображенский собор в городе Бендеры самый старинный храм в
Приднестровье. Его строительство началось в 1815 году. До 19 века здесь
была только маленькая деревянная церковь в честь святителя Николая, это
был период османского владычества, и Бендерам турки придавали особое
значение. Здесь находилась одна из стратегически важных крепостей
построенная еще в 16 веке. Крепость, исключая сторону выходящую к Днестру,
была обнесена рвом, заполненным водой. По периметру цитадели располагались
16 башен, верхние части которых были оборудованы бойницами для стрелков и
легкой артиллерии. Во время русско-турецких войн 18-19 веков Бендерская
крепость трижды была взята русскими войсками, но село один раз штурмом. В
нем принимал участие будущий предводитель казацко-крестьянского восстания
Емельян Пугачев.
|
|
|
|
 |
|
|
Бендерская крепость 2003 г. |
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Почти 500 лет стоит
Бендерская крепость на высоком берегу Днестра. Эти стены были свидетелями
великих исторических битв и событий. Они помнят Потемкина, Суворова,
Кутузова, даже Карл XII успел здесь побывать после свого поражения под
Полтавой. Но, какие бы баталии здесь не проходили, здесь всегда
существовал и христианский храм и синагога и мечеть.
В Бендерах
есть еще одно место связанное, и как с историей Приднестровья, так и с
историей всей Российской Империи – старое воинское кладбище. Восстановили
его совсем недавно. Здесь покоятся останки воинов 115 полков российской
армии. В этой земле хоронили более ста лет с 1806 по 1917 год. Здесь лежат
освободители Молдавии от турецкого владычества, участники первой обороны
Севастополя, умершие в Бендерах от ран и герои Шипки. Министерство
внутренних дел Приднестровско-Молдавской республики, проведя огромную
работу в фондах Российского Государственного Военно-исторического архива,
восстановила тысячи имен: от генералов до рядовых.
|
|
|
|
 |
|
|
Вид крепости в Бендерах. Худ. М. М.
Иванов 1790 г. |
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Место святое не только
для Приднестровья, но и для всей истории Русской земли.
Вадим
Красносельский, министр внутренних дел ПМР: – Мы передали данные в
исторический музей Севастополя, они данные приняли и разместили их у себя
на экспозиции. В советское время до 1968 или 1969 года здесь было обычное
гражданское кладбище, потом его разрушили, кто хотел своих родственников
перезахоронил, а кладбище была превращено в свалку. Мы начали его
восстанавливать в 2006 году.
Ведущий – протоиерей Алексий
Уминский: – Я вижу здесь похоронены ратники ополчения города Москвы.
Вадим Красносельский, министр внутренних дел ПМР: – Да,
здесь похоронены москвичи, всего 281 человек. Перечислены дружины в
которых они воевали, именно они принимали участие в защите Севастополя, а
здесь умерли от ранений.
В октябре 2008 года Бендерам исполнится
600 лет. К этой дате на воинском кладбище предполагается закончить
строительство мемориальной колоннады с двумя музеями и часовней в честь
Нерукотворного образа Христа Спасителя.
Рядом кресты над могилами
румынских солдат и офицеров погибших и умерших в Бендерах с 1941 по 1944
год, их память тоже бережно сохраняется. В годы ВОВ Бендеры были разрушены
практически до основания. Преображенский собор уцелел чудом, а ведь он не
раз оказывался в секторах артиллерийских обстрелов.
В 1992 году,
когда колонна военной техники и тысячи вооруженных людей ворвались в
Бендеры, храм вновь оказался в эпицентре боевых действий. Ключарь
Преображенского собора отец Леонид был очевидцем тех событий.
Священник Леонид Паскарь: – Были побиты окна, снаряд попал
в дверь, отпечаток был очень страшный. Люди не понимали за что гибнут.
Вокруг были снайперы, и к храму подойти было не безопасно. Мы ползком
подбирались к нему, потому что владыка Викентий благословил у кого есть
возможность открывать храм и молиться, потому что молитва может избавить
город от разрушения и гибели многих людей.
|
|
|
|
 |
|
|
Музей войны в Бендерах |
|
 |
|
Сегодня о тех трагических событиях напоминают выбоины от пуль на здании
исполкома и фотографии в музее Бендерской трагедии. Несмотря на
продолжающуюся международную изоляцию, и время от времени ужесточающуюся
экономическую блокаду, раны от той войны в Приднестровье постепенно
заживают.
Юстиниан, архиепископ Тираспольский и
Дубоссарский: – Моментом объединяющим является единство в Вере.
Единство в православных обычаях, традициях роднит и заставляет уважать
один другого. Конечно, политическая неустроенность нашего края заставляет
многих родителей задуматься о будущем своих детей. И отток трудоспособного
населения в Приднестровье очень велик. Пока не будет видны контуры
будущего нашего края, люди будут чувствовать себя неуверенно. Жить здесь
сложно и уверенности в завтрашнем дне, к сожалению, нет. Нужно жить с
надеждой на промысел Божий.
В Приднестровье сегодня мир. Это
особенно заметно по лицам детей, для которых в республике делается многое.
Детский конкурс «Моя Православная родина»: в рисунке, фотографии или
сочинении участники должны были рассказать о том, что для них близко и
дорого. Итоги конкурса подводились в библиотеке Тираспольского собора
Рождества Христова. Инна Люленова – одна из победителей конкурса, жюри
отметило ее стихотворение «Пасха».
Пасха – это праздник Бога,
Все люди спешат в Церковь. И не бывает праздника другого
Божественней чем этот.
Все птицы любят Пасху, Поют не как
обычно: Их голоса, как в сказке, Напоминают нам о вечном.
Звучат колокола веселой песней, Что слышно даже на краю земли.
И, все же, нет праздника чудесней. Всем «Поздравляю» говорим.
Святое Воскресенье наступает, «Христос Воскрес», - всем людям
говорит. И каждый православный знает: «Воистину Воскрес», Христос
наш жив.
В гимназии талант мы снимали молебен, который традиционно
служится здесь перед началом учебного года и после его завершения. В
гимназии стараются воспитать детей в православной традиции, а это – и
чувство товарищества, и умение прощать, и уважение к семье и любовь к
родному языку. Обрести эти знания не только умом, но и сердцем не просто.
Директор гимназии Вера Михайловна Дворяну сама не стесняется признать себя
в чем-то ученицей. Этим летом в институте повышения квалификации был
проведен курс преподавания «Основ Православной культуры», в конце которого
педагоги сдавали экзамен. К внедрению «Основ Православной культуры» здесь
подходят поэтапно. С начала учебного года он вводится как факультативный
предмет в 13 школах Приднестровья.
|
|
|
|
 |
|
|
Св. равноапп. Кирилл и Мефодий |
|
 |
|
Светлана Турчак, зав. кафедры педагогики института развития
образования: – Согласно переписи населения, в Приднестровье 94%
православных людей – это, во-первых. Во вторых, если сделать сравнительный
анализ основных мировых религий, то, отношение к родине, к человеку, к
миру, к армии больше всего отражено в идеях Православия.
Дни
Славянской письменности и культуры в Приднестровье. Наверное, нигде этот
праздник не встречают так широко, как здесь. В крестном ходе от храма
Рождества Христова приняли участие представители общественных объединений,
члены творческих коллективов в национальных, русских, украинских,
молдавских и болгарских костюмах, преподаватели и студенты
Приднестровского госуниверситета, жители города. Учащиеся воскресных школ
несли буквы славянского алфавита. На фасаде университетского дворца
культуры была открыта мемориальная доска в память о святых
равноапостольных Кирилле и Мефодие. Для Приднестровья дни Славянской
письменности и культуры не только церковный, но и государственный
праздник.
Игорь Смирнов, президент ПМР: – Когда распался
СССР, мы оказались брошены: из Советского союза, мягко говоря, попросили,
к националистам особого желания не было, отсюда и кровавые события, и
только обращение к истокам, истории, Православию помогло найти правильный
путь. Это то, что движет само существо человека, Вера – то прекрасное, чем
жили наши предки. Вера в наш народ, землю, в те великие иконы, которые у
нас есть, Православие – вот это есть жизнь.
Ведущий –
протоиерей Алексий Уминский: – Приднестровью сегодня живется не легко:
невысокие зарплаты, трудно найти достойную работу, но унылых лиц мы не
встретили, и понятно почему: вера во Христа и печального утешит и слабого
поддержит.
Наша программа подошла к концу, но путешествия
«Православной энциклопедии» продолжаются. Всего Вам доброго! Храни вас
Господь!
|