Когда мы радостно празднуем Рождество, мы
забываем, что Христос пришел в этот мир не для того, чтобы в нем жить,
а для того, чтобы здесь умереть и смертью Своею даровать этому миру
вечную жизнь. И как только Он приходит в мир, чтобы его спасти, вся
злость, все неверие и ожесточенность мира восстает на Него. Евангелие
повествует нам, каким страшным образом на пришествие Спасителя отвечает
мир, в который Он приносит любовь и спасение.
И что же на это отвечает Христос? А ничего. Он бежит в Египет, Он
прячется, Он не восстает против несправедливости этого мира, много лет
живет на чужбине. Христос является в мир образе беспомощного младенца,
повитого пеленами, Он с самого начала ограничивает Свое действие ради
нас, давая нам возможность поступать свободно, по нашей воле, даже
восставать против Него, даровав этому миру изначальную свободу и любовь
к Нему, а любовь не может быть принуждаемой. Для человеческой свободы
любовь может быть только желанной и избираемой. И поэтому Господь
ограничивает Свою свободу ради нашей свободы. Он ограничивает даже Свои
действия и, казалось бы, не вмешивается в зло и несправедливость этого
мира, для того, чтобы нам показать, что напор зла и несправедливости
внешнего мира не побеждаются какими-то внешними физическими мерами. Он
показывает, что пришел не бороться с этим миром, а победить его.
И Он победил. Он победил его Своей любовью. Он победил его Своим
смирением. Он побудил его Своим Евангелием, которое вручил нам своим
пришествием и дал нам образы победы над миром, которыми мы должны
пользоваться, как непреложным и самым главным законом нашей жизни.
Этот мир, который кажется нам таким могущественным в своем безумии,
побеждается кротостью и любовью. Он нам даровал эту власть через
свободу, через настоящую свободу быть Ему верными, быть Ему родными,
любить Его, и силой Его этот мир победить.