на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

Проповеди настоятеля

Притча о хананеянке. Новая редакция.


Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшнем Апостольском чтении мы слышим слова, произнесенные Апостолом Павлом к Коринфянам: «очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием». А чуть ранее говорит он: «выйдите из среды их и отделитесь, и не прикасайтесь к нечистому» (2 Кор., VI, 16 - VII, 1.).

В других местах Апостол Павел говорит, что Господь всё очистил, и что для христиан нет уже ничего нечистого, что было для иудеев в Ветхом Завете, когда был закон о чистых и нечистых животных, когда был закон о физической нечистоте, которая могла бы переходить в нечистоту духовную. О такой нечистоте речь уже не идёт, потому что Христос всё очистил. И Евангелие об этом говорит, и Деяния Апостольские говорят о том, как Апостолу Петру были явлены нечистые животные, и Господь повелел ему приготовить их себе в пищу.

Явно, что здесь идёт речь об иной нечистоте – о нечистоте нашего внутреннего содержания, о нечистоте духовной, о нечистоте, которая рождается в нашей душе из-за наших помыслов. Об этом и Христос говорит, что от сердца идёт эта нечистота, помыслы нечистые - любодеяния, убийства, злости, коварства, ненависти, лжи, предательства, измены, зависти – что угодно. Вот это является нечистотой. Именно от этого призывает Господь очиститься, подходя к Святыне, подходя к Нему самому, чтобы не было в нас ничего не чистого.

Евангельское чтение (Мф., 62 зач., XV, 21-28) повествует нам, как одна женщина, хананеянка, язычница, пыталась подойти ко Христу. Господь в Ветхом Завете повелел иудеям не прикасаться к хананеянам, не общаться с ними, не вступать с ними ни в какое общение. Более того, когда еврейский народ шёл в землю обетованную, в Ветхом Завете было повеление эти народы изгонять и уничтожать, потому что жизнь их была скопищем всяческой нечистоты.. И женщина из этой среды - из среды нечистых жертвоприношений, из среды проституции, приношения младенцев в жертву – вдруг приходит ко Христу.

Причина этого прихода ясна: её дочь тяжело больна - она одержима бесами. И эта болезнь не дает матери быть спокойной, она ищет возможности исцеления везде. Наверняка эта женщина ходила к своим жрецам. Наверняка она принесла все возможные жертвы своим идолам. Но ничего не получилось, никто не смог ей помочь. И вот она идет ко Христу, по-мессиански исповедует Его и говорит: «Сыне Давидов, помилуй мя, дочь моя беснуется». А Христос ей ни слова в ответ не отвечает. Она идёт за ним, просит, а Он как будто внимания не обращает, как будто не слышит ничего.

Когда читаешь это Евангелие, удивляешься – как же так? Почему же так? Ведь Господь как бы обязан, должен нам всё время на все наши просьбы отвечать. Он же слышит её, он же видит, как она страдает. Почему же не отвечает? Почему же не происходит помощи никакой? А она всё идет и идёт за Ним, просит и просит, а Он всё молчит и молчит. До тех пор пока Апостолы к Нему не обратились и не сказали: «Отпусти её, потому что она долго идёт вслед за тобой и кричит». На это Господь говорит слова, которые кажутся очень жесткими, даже жестокими: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Это значит, Я только к своим прихожу, к тем, кто достоин, к тем, кто моими овцами является, а к этой нечистоте прикоснуться невозможно.

Как же так? Где же любовь Божия? Где же милость Божия? Как это может произойти? Ведь Господь всех любит! Господь каждого пришёл спасти в этом мире! И вдруг Он говорит этой женщине такие жёсткие, оскорбительные слова, добавляя, что негоже взять хлеб у детей и бросить его псам. На это женщина говорит: «Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Тогда Господь отзывается удивительными словами: «о, женщина! велика' вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». И исцелилась дочь ее в тот же час.

Что же произошло? Что же случилось с этой женщиной? Почему вдруг неожиданно она получила то, что мог получить только тот, кто принадлежит к стаду Христову, входит в стадо избранных Его овец? А получилось то, что эта женщина сумела по-настоящему очистить себя «от всякой скверны плоти и духа». Как же это произошло? Эта женщина совершила огромный духовный путь ко Христу. Пока она шла за Христом, и Он ей не отвечал – она этот путь и прошла. Вот она шла и шла, а Господь её не слышит и не слышит, она всё идёт и идёт, она всё верит и верит, она всё приближается и приближается. Она этим путем отходит от нечистоты и всё время идёт за Христом – долго идёт, не унывая, идёт, не обижаясь, идёт с упованием, с настоящей глубокой верой и пониманием, что она ничего не достойна из-за той самой нечистоты и скверны духовной, которая в её сердце поселилась. Эта вера даёт ей возможность войти в это общество погибших овец Израиля. Даёт ей возможность совершенно преобразиться, стать другим человеком.

Слова хананеянки, что крупица, упавшая со стола Господня - для неё величайшая милость, говорят о том, что человек в своём смирении и глубочайшем духовном прозрении настолько приблизился ко Христу, что стал Ему совершенно своим, родным и близким. И это слово, которое Господь жёстко произнёс, явило вдруг всю красоту души этой бывшей сквернавой женщины, которая жила в нечистоте, о которой говорит Апостол Павел, что надо из неё, этой нечистоты, выйти и больше к ней не прикасаться.

Вот как из неё выходят! Вот как от неё освобождаются! Таким путём доверия к Богу. Путём отдачи своей жизни Христу. Путём глубокого смирения.

Ведь как бывает: приходит человек - весь разрушенный, весь грехами осквернённый, но понимающий, что ему нужна помощь Божия сейчас. Приходит и говорит: «Господи, помоги!», а в ответ – ничего. «Ах, ты мне не помог?! Ах, тебя здесь нет?! Мне тогда здесь делать нечего!» - и уходит.

Или по-другому бывает: приходит человек в таком же состоянии и говорит: «Господи, помоги!». Господь помог. Как хорошо! «Я это возьму, - думает человек, - и вернусь к старой жизни». Так тоже возможно.

А вот как с этой женщиной произошло – с нами бывает очень редко. Ни у кого из нас, к сожалению, не хватает ни терпения, ни смирения, очищающего сердце каждого из нас, ни нашего покаяния, которое даёт нам возможность понимать, что Бог ничем перед нами не обязан. Что это мы всей своей жизнью обязаны ему служить и приносить жертвы – чистые, нескверные, благоуханные - от своего сердца.

А мы ждём, что Господь будет нам служить и за нами ухаживать, нашу жизнь без нас выстраивать, разрушенную нашу жизнь – исправлять и исцелять. А мы будем только смотреть и думать – ну, когда же, наконец, в нашей жизни произойдёт что-то хорошее? И когда ничего не происходит – мы начинаем унывать, отчаиваться, протестовать против Бога, внутри себя отходить от Церкви и от молитвы, говоря, что мы не можем молиться, что у нас пустота в сердце, что нам некуда двигаться – Господь почему-то нас не слышит.

Он не слышал эту хананеянку, казалось бы - совсем не слышал, но она шла за Ним, шла и шла. И обрела великую веру. А мы знаем, что вера – самая маленькая, с горчичное зёрнышко – может горами двигать.

Хоть немножечко нам бы научиться такой вере, о которой нам говорит сегодняшнее Евангелие. Аминь.

19 сентября 2010 г.



Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru